Уважаемые родители!
Вы, безусловно, — самые близкие и
значимые для ребенка люди. Вы стремитесь быть успешными родителями. Вы
испытываете тревогу и беспокойство за настоящее и будущее своего ребенка.
Это здоровые эмоции, они заставляют
действовать, своевременно прояснять то, что Вас беспокоит.
Современный мир - это мир скоростей,
мир стремительного темпа жизни, мир компьютерных технологий и новых
возможностей, мир соблазнов и искушений. Жить в нем одновременно и интересно, и
сложно.
Многие подростки кидаются в
крайности: то бросаются в погоню за удовольствиями, то переживают
разочарования, доходящие порой до поведения с риском для жизни. Не только
соблазны и искушения современного мира и общества могут нести опасности для
подростка, но и его собственное поведение, часто неуправляемое и импульсивное.
Вместе с ребенком растет родительская тревога за будущее, все чаще возникает
вопрос, что будет дальше...
Многих родителей тревожит
рискованное поведение подростков, потребность в риске. Если разобраться, в тяге
к рискованному поведению нет ничего плохого. Это часть развития личности,
взросления, период, когда еще недавний ребенок должен самостоятельно выйти из
привычного, понятного круга семьи и встретиться с внешним миром. Естественно,
ребенок никогда и не был изолирован от окружающих (детский сад, школа, кружки,
двор и т.д.). Но ранее он не принимал так много самостоятельных решений, был
ориентирован на поведение родителей, их одобрение или порицание. Подросток
хочет стать самостоятельным, считая себя почти взрослым. Взрослым – значит
таким, как… Родитель? Герой боевика? Взрослый хулиган во дворе? Вот и подростку
трудно разобраться в моделях взрослости, демонстрируемых ему со всех сторон.
Но, он точно знает, что быть взрослым – это значит позволять себе рискованное
поведение в том числе.Несмотря на то, что поиск риска характерен практически
всем подросткам, риск риску рознь.Выделяют 2 типа рискованного поведения:
Ø Первый - когда подросток рискует с
целью получения позитивного опыта для дальнейшей самостоятельной жизни. Это
рискованное поведение, помогающее развить определенные качества личности,
преодолеть страхи, влиться в социум, добиваться поставленных целей (вступление
в группы, клубы, волонтерские отряды, организация собственных социальных
объединений, разделение своих чувств с друзьями, занятия спортом - с учетом
безопасности, выбор занятий и заданий повышенной сложности в учебной
деятельности, участие в кружках, научных клубах, в походах, квестах и др.)
Ø Второй - поведение, включающее
виды деятельности, опасные для жизни и здоровья.
К ним относятся употребление
наркотиков, алкоголя, нарушение закона и т.д. В этом случае подростки могут
искать или создавать ситуации явной угрозы для жизни: балансировать на краю
крыши, перебегать через рельсы перед близко идущим поездом и т.п. С каждым
разом поведение подростков становится более рискованным и опасным, они начинают
выпивать больше алкоголя, пробовать разные наркотики, вести беспорядочную
половую жизнь и т.д. Негативные последствия такого поведения их не
останавливают.
Вы раздраженно скажете, что это
точно не про Вашего ребенка! Так думают 99% родите-лей!Увы, не существует
никаких гарантий того, что взросление Вашего ребенка обойдется без «второго»
типа рискованного поведения. Что же необходимо знать родителю для того, чтобы
разобраться в указанном вопросе? Давайте посмотрим, что способствует или
помогает ребенку избежать вовлечения в деятельность, опасную для жизни и
здоровья.
Факторы риска —
социально-психологические условия, повышающие угрозу вовлечения в зависимое
поведение и факторы защиты — обстоятельства, повышающие
социально-психологическую устойчивость к воздействию факторов риска.
Другими словами, ребенок должен
научиться рисковать в пределах границ безопасных для жизни, приобретать важные
навыки и уметь справляться с жизненными и психологическими проблемами. А задача
родителей - вовремя заметить, распознать, предотвратить включение ребенка в
ситуации опасные для его жизни.
С 2013 года во всех образовательных
организациях Российской Федерации на основании Федерального закона № 120-ФЗ «О
внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по
вопросам профилактики незаконного потребления наркотических средств и
психотропных веществ» (далее Закон) осуществляется процедура тестирования,
направленная на раннее выявление незаконного потребления обучающимися
образовательных организаций наркотических средств и психотропных веществ.
В соответствии со статьей 53.4
Закона раннее выявление незаконного потребления нарко-тических средств и
психотропных веществ включает в себя два этапа:
Ø социально-психологическое
тестирование обучающихся в образовательной организации (далее СПТ);
Ø профилактические медицинские осмотры
обучающихся (далее ПМО)