Олимпиадное движение — это часть
большой и серьезной работы по развитию талантов, интеллекта и одарённости
школьников. Одаренность ребенка, проявляемая в интеллектуальной или творческой
деятельности, привлекает особое внимание педагогов. Чем раньше педагог
обнаружит приоритеты в личностном развитии ребенка, тем легче и быстрее
происходит процесс формирования самооценки учащимся его достижений,
выстраивание индивидуального образовательного маршрута.
Одарённый ребенок не сможет
реализовать свои способности без созданных для этого условий. Окружающая среда
должна быть такой, чтобы ребенок мог черпать из неё информацию, должна помогать
ему самореализовываться, постоянно расширять зону его ближайшего развития и
формировать мотивационную сферу.
Итак, для успешной подготовки
школьников к олимпиаде необходимо: во-первых, желание учителя этим заниматься,
а во-вторых, наличие пытливых, ищущих, увлеченных школьников. А такие дети в
нашей школе есть!
Ежегодно учащиеся МБОУ «Янтиковская
СОШ» участвуют в ВОШ по технологии. Начиная со школьного этапа они показывают
хорошие результаты и на муниципальном уровне, и на региональном. А две ученицы
выступали на заключительном этапе ВОШ.
Что же позволило добиться высоких
результатов?
В нашей школе, начиная с 5-6 класса,
осуществляется целенаправленная подготовка к олимпиадам. Работа ведётся по
следующим направлениям:
- консультативная помощь
«учитель-ученик»;
- групповая работа (работа над
творческими проектами, участие в научно- практических конференциях, выставках,
конкурсах.);
- массовая работа (школьная
олимпиада, школьная конференция, предметные недели).
Обобщая свой опыт работы по
подготовке обучающихся к олимпиаде по технологии, выделяю два основных
подхода:
- поддержание постоянного интереса к
предмету путём выполнения нестандартных заданий и поощрения интереса к изучению
внепрограммного материала через творческие задания, проблемные ситуации,
конкурсные мероприятия;
- индивидуальный подход к каждому
участнику олимпиады, корректное выстраивание образовательной траектории развития
учащегося (рекомендую школьнику литературу для подготовки к олимпиаде, даю
ссылки в сети Интернет, разбираю с ним проекты прошлых лет).
При подготовке к олимпиаде следует
уделять большое внимание ребенку, поощряя его самостоятельную работу.
Самостоятельный творческий поиск является эффективной формой подготовки к
олимпиаде. Если ребенок в какой-то момент не почувствует желания искать новые
знания, вряд ли участие в олимпиадах доставит ему удовлетворение и будет
удачным.
Для достижения высоких результатов
учащимся недостаточно лишь одного-двух уроков технологии в неделю. Требуется
постоянный контакт ученика с учителем, совместная деятельность по
индивидуальному плану. В нашей школе данную проблему помогает решать кружковая
работа. Воспитанники кружка «Храбрый портняжка» занимаются художественной
обработкой материала и совершенствуют навыки, полученные на уроках технологии.
Являясь не только учителем
технологии, но и педагогом дополнительного образования МБОУ ДО
«Детско-юношеская школа», считаю, что от такого сотрудничества выигрывают все,
а главное - дети. К старшим классам учащиеся определяются с интересами и
склонностями и те, кто продолжает заниматься во внеурочное время, добиваются
высокого уровня мастерства и способны изготавливать изделия, заслуживающие
высокой оценки.
Олимпиада по технологии интересна
тем, что её итоги подводятся по результатам трёх туров.
Первый тур - «Тестирование» -
позволяет определить уровень теоретической подготовки учащегося. Конечно, на
уроках невозможно подготовить учащегося к этому испытанию, поэтому необходимы
дополнительные занятия, консультации, тренинги. На индивидуальных занятиях мы
работаем со справочной литературой, разбираем решение задач. Следующим важным
моментом, я считаю, является контроль знаний методом тестирования, который
моделирует ситуацию олимпиадного состязания и позволяет скорректировать
дальнейшую подготовку. Второй тур – практический, который состоит из
двух этапов: «Моделирование» и «Обработка ткани». Хорошо, если ученик успел на
уроке хотя бы примерно разобраться с технологией изготовления каких-либо
изделий и познакомился с приёмами работы инструментами, но нарабатывать навыки
приходится в дополнительное время. И в решении этой проблемы могут вновь быть
полезны занятия кружка. Для этого подбирать будущее изделие с учащимися
следует таким образом, чтобы в процессе его изготовления он закрепил знания и
навыки, полученные на уроке технологии.
Третий тур - «Творческий
проект» – это очень трудоёмкий процесс, и в выполнении творческого проекта
важны все составляющие. В работе над творческими проектами нам также помогают
кружковые занятия.
При выборе учеником темы творческого
проекта следует придерживаться следующих принципов:
- заинтересованность учащегося в
выполнении проекта именно по этой теме;
- проект должен раскрыть сильные
стороны учащегося, его творческие способности;
- большое значение имеет
оригинальность идеи;
- важна социальная и практическая
значимость творческого проекта;
- доступность выполнения проекта
учеником с учётом его возрастных, физических, интеллектуальных особенностей и
способностей;
- соответствие
материально-технической базы мастерской.
Выбор темы творческого проекта
всякий раз происходит по-разному. Иногда мы с учащимся подолгу рассуждаем,
какая тема будет выигрышной и порой на это уходит много времени. Есть и
противоположные примеры. Например, идея проекта Зудиной Евы «Разработка и
изготовление блузки и юбки как профессиональная проба» пришла сразу после
завершения предыдущей республиканской олимпиады, и без промедления начался
новый цикл.
Поскольку оценка за творческий
проект складывается из оценок за отдельные критерии, следует уделять внимание
оформлению пояснительной записки, качеству изготовленного изделия, и конечно
защите проекта. Конечно, шансы на высокую оценку жюри имеет тот ребёнок,
который сможет артистично, воодушевлённо доказывать, что его проект самый
лучший. В общем, мелочей в этом деле нет.
Разумеется, кружок при подготовке к
олимпиаде — это не панацея, но он хороший помощник, хотя приходится искать и
другие формы индивидуальной работы с одарёнными учащимися при подготовке к
серьёзным стартам. Это индивидуальные консультации, беседы (которые не
обязательно посвящать только предмету технологии), репетиции защиты творческого
проекта, а в целом психологическая подготовка учащегося.
МБОУ «Янтиковская СОШ» ничем особым
не отличается от большинства сельских школ Чувашии: происходит объединение
классов, да и количество часов на изучение технологии не прибавляется,
материально-техническая база сохраняется в основном за счёт бережного и
внимательного отношения к оборудованию. Но полученные высокие результаты
позволяют говорить о том, что в МБОУ «Янтиковская СОШ» существует определённая
система подготовки обучающихся к олимпиаде по технологии. Главное - поставить
перед собой цель и шаг за шагом идти к ней.