Безопасность детей и молодежи в Интернете, публикация учителя информатики Н.Н. Неофитовой

Безопасность детей и молодежи в Интернете, публикация учителя информатики Н.Н. Неофитовой

Как-то древнегреческий философ Анахарсис сказал: «Безопасные корабли – это корабли, вытащенные на берег». В Интернете, как в океане, нет универсального способа избежать рисков и угроз. Отсидеться на безопасном берегу уже не получится – всех надо учить плавать, ставить буйки, обучать спасателей.

Защита ребенка в онлайновой среде в эру общедоступного широкополосного Интернета является важнейшей проблемой, которая требует глобальной скоординированной реакции.

В последние годы использование детьми интернет-технологий значительно возросло, и этот рост сопровождается растущей обеспокоенностью относительно проблем онлайновой безопасности.

Первые подходы к Интернет безопасности были сфокусированы, главным образом, на технологических решениях, таких как фильтрующие программы, но в последнее время мы видим растущую мобильность информационных технологий, в результате настольные компьютеры более не являются единственным средством доступа в Интернет. В настоящее время, все большее число мобильных телефонов и игровых консолей обеспечивают возможность широкополосной связи, и дети могут входить в Интернет, находясь в школе, дома, в библиотеке, в интернет-кафе, в закусочной, в молодежном клубе и даже в транспорте.

Дети могут находиться в Интернете, используя различные платформы и устройства, среди которых могут быть: персональные компьютеры, мобильные телефоны, персональные цифровые помощники (PDA), в то время как многие взрослые даже не знают, что можно установить соединение, используя эти устройства.

Даже если опыт пользователей различен, в том случае, когда он выходит в интернет с мобильного телефона или PDA, а не с персонального компьютера, риски и уязвимости, связанные с использованием интернета, одинаковы вне зависимости от платформы.

Попадая в интернет из самых защищенных и безопасных мест – из дома и из школы – дети и подростки относятся с большим доверием к киберпространству, воспринимая его как безопасную среду. Но, как и в реальной жизни, ребенок в Интернете сталкивается с множеством проблем, с нелегальным и опасным контентом и другими неприятностями. В силу этого Интернет легко становится еще одним значимым источником стрессов в ин-формационном обществе.

Многие пользователи не знают не только о том, как много персональной информации разглашают они в онлайновом режиме, но даже и о том, как это они делают! Такие методы включают в себя: забывание поставить галочку в графе "данные засекретить" и разглашение больше информации, чем требуется.

Дети могут также несознательно разглашать информацию о себе посредством: заполнения формы любого типа, например, на конкурсе или при регистрации; размещения персонального профиля; создания веб-сайта.

Перед тем как разрешить детям выходить в Интернет самостоятельно, им следует уяснить некоторые моменты.

· Расскажите своим детям об опасностях, существующих в Интернете, и научите правильно выходить из неприятных ситуаций.

· Установите определенные ограничения на использование Интернета и обсудите их с детьми. Сообща вы сможете создать для ребят уют и безопасность в Интернете.

· Установите правила работы в Интернете для детей и будьте непреклонны.

· Научите детей предпринимать следующие меры предосторожности по сохранению кон-фиденциальности личной информации:

- Представляясь, следует использовать только имя или псевдоним.

- Никогда нельзя сообщать номер телефона или адрес проживания или учебы.

- Никогда не посылать свои фотографии.

- Никогда не разрешайте детям встречаться со знакомыми по Интернету без контроля со стороны взрослых.

· Объясните детям, что разница между правильным и неправильным одинакова как в Интернете, так и в реальной жизни.

· Научите детей доверять интуиции. Если их в Интернете что-либо беспокоит, им следует сообщить об этом родителям.

· Если дети общаются в чатах, используют программы мгновенного обмена сообщениями, играют или занимаются чем-то иным, требующим регистрационного имени, помогите ребенку его выбрать и убедитесь, что оно не содержит никакой личной информации.

· Научите детей уважать других в Интернете. Убедитесь, что они знают о том, что правила хорошего поведения действуют везде – даже в виртуальном мире.

· Настаивайте, чтобы дети уважали собственность других в Интернете. Объясните, что незаконное копирование чужой работы – музыки, компьютерных игр и других программ – является кражей.

· Скажите детям, что им никогда не следует встречаться с друзьями из Интернета. Объясните, что эти люди могут оказаться совсем не теми, за кого себя выдают.

· Скажите детям, что не все, что они читают или видят в Интернете, – правда. Приучите их спрашивать вас, если они не уверены.

· Контролируйте деятельность детей в Интернете с помощью современных программ. Они помогут отфильтровать вредное содержимое, выяснить, какие сайты посещает ребенок и что он делает на них.

· Поощряйте детей делиться с вами их опытом в Интернете. Посещайте Сеть вместе с детьми.

· Регулярно посещайте Интернет-дневник своего ребенка, если он его ведет, для проверки. Будьте внимательны к вашим детям!

Если вы обеспокоены безопасностью ребенка при его работе в Интернете или при использовании мобильной связи. Если ребенок подвергся опасности или стал жертвой сетевых преследователей и мошенников. Обратитесь на линию помощи «Дети онлайн». Эксперты помогут решить проблему, а также проконсультируют по вопросу безопасного использования детьми мобильной связи и Интернета. Позвоните по телефону 8-800-25-000-15 (звонок по России бесплатный, прием звонков осуществляется по рабочим дням с 9:00 до 18:00 московского времени). Или направьте Ваше письмо по адресу: helpline@detionline.com Подробнее о Линии помощи вы можете узнать на сайте http://detionline.com

Интернет имеет огромный потенциал как средство дать детям и молодым людям возможность отыскания нужных им вещей. Ключевой задачей является научить их вести себя в Интернете позитивно и ответственно. Сегодня, как и в далеком прошлом, на передний план снова выходят воспитание и подготовка молодежи к тому миру, в котором они будут жить и работать.

 

Н.Н. Неофитова, учитель информатики МБОУ «Янтиковская СОШ»