Как подготовить ребенка к школе

Мнения о том, стоит ли готовить ребенка к школе, и как это делать, до сих пор расходятся. И не каждый родитель знает, зачем нужно готовить ребенка к школе. «Потому что так принято» или «потому что так делают все». Кто-то учит малыша читать, кто-то изучает с ним иностранные языки и насыщает его энциклопедическими знаниями. Здесь и начинаются основные проблемы, поскольку непонимание того, что дает подготовительная работа будущему первокласснику, приводит к странным ситуациям, когда некоторые «переподготовленные» дети  уже все умеют, и в школе на первых порах им просто нечего делать. Другие без труда воспроизводят английские слова, но при этом не могут связно рассказать, о чем только что прочитали по-русски. Третьи - то пеналы теряют, то туалет в школе не могут найти, и испытывают трудности в общении со своими сверстниками.

Так какой же должна быть подготовка в школе? Что могут сделать родители, чтобы новый этап в жизни ребенка прошел безболезненно и успешно?

Подготовка к школе должна помочь вашему малышу созреть интеллектуально, социально, эмоционально и психологически для нового этапа в жизни. Это поможет ему успешнее учиться и заложит основу для дальнейшего роста.

Что должен знать и уметь ребенок перед уже перед школой?

Он должен называть:

ФИО (собственные и родителей), свой домашний адрес и телефон, город, страну;

Самые распространенные растения, животные;

Дни недели, времена года (и их последовательности), количество месяцев в году;

Цвета, виды спорта и популярные профессии;

Имена известных писателей, поэтов;

Основные правила дорожного движения;

Праздники.

Он должен понимать разницу между:

«право» и «лево»;

улицей, городом и страной;

фруктами, ягодами, овощами, деревьями и кустарниками;

зверями, птицами, рыбами, насекомыми, дикими и домашними животными;

буквами и звуками, гласными и согласными (глухими и звонкими).

Он должен уметь:

Решать простые задачки (в том числе на логику), отгадывать загадки;

Восстанавливать последовательность, выделять общие признаки у предметов и видеть отличия;

Описывать картинку, пересказывать историю, учить наизусть стихотворение и небольшой отрывок из 5-6 предложений;

Считать до 10 и выполнять простые арифметические действия;

Читать небольшие предложения (до 5 слов) и понимать прочитанное;

Определять количество звуков и слогов в простых словах типа «дом», «суп», «нога»;

Обращаться с ножницами, вырезать по контуру, вырезать геометрические фигуры;

Управляться с ручкой и карандашом, проводить четкие линии без линейки, штриховать, закрашивать, не выходя за контур.

То есть на данном этапе у ребенка уже должен быть определенный уровень мышления, памяти, внимания. Кроме того, ему необходимо научиться строить отношения и общаться – с учителем и другими ребятами, быть вежливым и признавать авторитет взрослых, уметь выполнять задания, в каких-то вопросах уже быть самостоятельным, учиться организованности.

Всему этому можно научиться как дома, так и на специальных подготовительных курсах.

В первую очередь, начиная заниматься с ребенком дома, не следует гнаться за формальными результатами: каждый малыш очень индивидуален, а различными «ты должен» или сравнениями со знакомыми ему детьми вы можете спровоцировать формирование у него комплекса неполноценности. Ваша задача – превратить процесс в удовольствие, чтобы все занятия – задачки, поделки и чтение – не вызывало у него отторжения. Хорошо, если ребенок уже понимает ценность обучения, и у него есть мотивация, но если нет, вы можете сделать так, чтобы интерес появился.

Что можно делать?

Много общаться с ребенком, отвечать на его вопросы, уделять ему внимание (хотя это стоит делать не только перед школой), вместе читать;

Превратить обучение в игру: даже обычная прогулка может стать увлекательным приключением. Считайте вместе лужи, дома, птичек, пусть он называет номера домов, читает названия улиц и магазинов. Дома на занятия к нему могут приходить любимые игрушки, герои сказок и т.д.

Читая или смотря вместе мультфильм, обсуждать с ребенком то, что он узнал. Интересуйтесь его мнением, задавайте наводящие вопросы, чтобы побудить его высказываться и научить элементарному анализу. Если он читал что-то с другим членом семьи (с бабушкой, например), попросите его в ненавязчивой форме пересказать прочитанное.

Вместе делать поделки: лепить, рисовать, делать аппликации, собирать пазл, делать мозаику – все это развивает мелкую моторику.

Уделять внимание и физическому развитию, активным играм, можно даже организовать дома спортивный уголок.

Учить самостоятельности и правилам безопасности дома и на улице.

Обязательно учтите следующее:

Не злитесь, если ребенок чего-то не понимает и делает не так, побуждайте его задавать вопросы и решать возникающие проблемы, помогайте ему, но в то же время не торопитесь сделать что-то за него;

Развитие должно быть гармоничным. Понятно, что если ребенку чтение дается легко, а вот задачки он решает с трудом, то второму делу придется уделить больше внимания и времени. Однако не концентрируйтесь на чем-то одном. Важна и красивая речь, и внимание, и память, и физические навыки.

Занятия должны длиться не больше 30 минут, в противном случае малыш теряет терпение и интерес. Лучше чередовать занятия и сочетать их с раскрашиванием, поделками и т.д.

Хорошо выработать определенный режим: в одно время вставать, питаться, гулять, заниматься, ложиться спать. Это поможет малышу проще адаптироваться к школе.

Уже сейчас учитесь отпускать от себя ребенка. Страх за малыша, возможно, полностью не пройдет, но ваша задача – научить его обходиться без вас в самых элементарных ситуациях.