Московский Комсомолец - "Всероссийские проверочные работы: к чему готовиться школьникам"

В апреле-мае российские школьники напишут всероссийские проверочные работы — ВПР. Впервые этот вид проверки знаний был опробован в 2015 году, так что значительная часть ребят знают о нем не понаслышке. Однако для многих этот вид контрольных остается непривычным, а потому вызывает опаску. При этом особенно сильно, как водится, переживают не школьники, а их родители и учителя. В том, что в действительности представляют собой ВПР, так уж ли они страшны и зачем их придумали, разбирался «МК».

 

Чем ВПР отличаются от ЕГЭ? Да всем!

 

Если ориентироваться на родительские форумы в соцсетях, то составить себе четкое представление о ВПР сложно.

 

«Я лично не склонна паниковать по этому нововведению. Не выгонят же детей на улицу, если не напишешь работу?»

 

«У нас вообще все уроки заменены в честь сего события на русский и математику, еще только физ-ра и англ. остались. По русскому прям деть натаскался за 2 недели очень хорошо».

 

«А у нас все уроки по расписанию, только на русском некоторые задания разбирают. А по математике занимаются только по учебнику. Т.е. подготовки никакой».

 

«Мы на прошлой неделе писали пробные, в принципе ничего страшного», — пишут мамы и папы.

 

«Страшного» и в самом деле нет ничего, уверяют организаторы. Ведь ВПР — не ЕГЭ, а самая обычная контрольная, вроде тех, что все, кроме первоклашек, писали за время учебы не раз. Разница лишь в том, что проводятся ВПР в один день и по общим для всей страны вариантам заданий, да являются самыми массовыми работами по числу участников, оставив позади ЕГЭ с вузовскими экзаменами: с момента введения школьники написали уже около 17 млн таких проверочных работ.

 

Правда, чтобы объективно оценить учебные результаты учащихся, все задания ВПР разрабатываются на федеральном уровне — в строгом соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами. Но сами работы в отличие от ЕГЭ ребята пишут в стенах родной школы — со своими учителями и одноклассниками. При этом чиновники гарантируют: по результатам ВПР не будет приниматься никаких решений, влияющих на дальнейшую судьбу ребенка, таких как получение аттестата, перевод в следующий класс, поступление в вуз, проставление годовых оценок и т.п. Рособрнадзор однозначно не рекомендует этого школам! Так что никаких оснований бояться и переживать из-за ВПР больше, чем из-за самой обычной контрольной работы в школе, нет. Зачем же ввели эти работы?

 

Зачем нужны ВПР?

 

— Думаю, что всероссийские проверочные работы необходимы — только такой формат контроля может носить объективный характер. Следует отметить, что содержание ВПР полностью соответствует стандартам, а это значит, что готовить учащихся к такому виду работ специально не надо. Результаты проверочных работ нужны в первую очередь самим школьникам и их родителям, — считает заслуженный учитель РФ, учитель русского языка и литературы гимназии №5 города Дзержинского Нина Граблина.

 

— Использование ВПР необходимо, так как с введением экзаменов по выбору выпускники школ в большинстве своем стали недобросовестно относиться к изучению предметов, которые не выбрали для сдачи ЕГЭ... ВПР стимулируют выпускников в течение всего года заниматься по всем предметам, — дополняет коллегу учитель химии школы № 18 Коломны, председатель предметной комиссии по химии Московской области Инна Востротина.

 

— Кроме того, результаты ВПР доводятся до родителей и позволяют определить пробелы в знаниях у ребенка, дают возможность их своевременного устранения. ВПР не стоит бояться, к ним не нужно специально готовиться, так как задания построены на основе изученного учебного материала, — напоминает директор Ивановского регионального центра оценки качества образования Ольга Вилесова.

 

— Также ВПР выполняют другую важную функцию — психологически адаптируют учеников и учителей к выполнению такого вида работ, чтобы к ОГЭ и ЕГЭ они уже владели навыками подготовки и поведения во время проведения самой работы, снимают «стрессовую составляющую» любой проверки, — добавляет учитель математики школы «Гармония» Можайского муниципального района, зампред предметной комиссии по математике Московской области Ольга Лазарева.

 

— ВПР помогают школе соотнестись с собственной (школьной) системой оценивания. Это важно, так как идет обучение самого учителя по оцениванию работ детей не на субъективном уровне, а на объективном, — представляет вузовскую точку зрения проректор по учебно-методической работе Калининградского областного института развития образования Людмила Евдокимова.

 

И это еще не все.

 

После балла

 

Когда для школьников, их родителей и учителей ВПР уходят в разряд недавних воспоминаний, за дело берутся чиновники. Они собирают все результаты по стране, проверяют их на объективность, анализируют общероссийскую картину и делают выводы, как нашей системе образования жить и развиваться дальше и, главное, что в ней надо скорректировать, чтобы повысить качество обучения.

 

При этом «дутые», искусственно завышенные результаты ВПР эксперты выявят на раз. К примеру, подозрительным может показаться, если итоги ВПР заметно выше среднего результата по региону, не подтверждены высокими баллами ЕГЭ у выпускников, а заявившая их школа не является лицеем или гимназией с углубленным изучением данных предметов. Или если в школе простые задания делают хуже, чем в среднем по региону, а сложные лучше: это может свидетельствовать, что с последними школьникам помогли справиться учителя.

 

Объективность картины среднего образования — вот что дает ВПР!

 

Родителю на заметку

 

В этом году ВПР в обязательном порядке напишут ученики всех 4-х и 5-х классов, но писать ли их в 6-х и 11-х классах, пока решат школы. Но в будущем ВПР, скорее всего, введут в штатный режим и там. (Рекомендуемое время проведения — 2–3-й урок в школьном расписании; продолжительность: 1–2 урока).

 

А так как родители переживают за исход контрольной порой даже больше, чем любимое чадо, совет для них, на что обратить внимание. Результаты выполнения ВПР, как уже отмечалось, не должны повлиять на оценки. Однако они могут быть полезны для определения образовательной траектории ваших детей. Так что поинтересуйтесь результатами своего ребенка, постарайтесь получить информацию об имеющихся у него проблемах и планах школы по их устранению.

 

Важной и интересной может оказаться информация о результатах выполнения ВПР в целом по школе, ведь, поскольку «контрольные» проводятся по единым заданиям и оцениваются по единым для всей страны критериям, это позволит увидеть результаты вашего учебного заведения на фоне общей картины по стране.

 

Разумеется, для показательного сравнения и получения результатов в целом по школе важно, чтобы данные были объективными, то есть соответствовали реальному положению дел. Поэтому проявите внимание и интерес к действиям учителей и администрации в вопросах оценивания. Приписки и «надбавки» определенно не помогут вашему ребенку подготовиться и хорошо в будущем сдать ЕГЭ, где залогом успеха будут только реальные знания школьника.

 

Ну, ни пуха ни пера!