Советы родителям от педагога – психолога по подготовке к сдаче экзаменов

Вот и незаметно для выпускников и их родителей наступает ответственная и волнующая пора, пора сдачи первых государственных экзаменов. От того, насколько  учащиеся  серьезно  к ним отнесутся, во многом зависит итог участия  выпускника в   сдаче экзаменов. Для подготовки к сдаче экзаменов в школе проводится целенаправленная работа с учащимися,  как со стороны администрации и педагогов школы, так и  с их  родителями.

 Ежегодно педагог - психолог Иванова Т.В. для родителей и  выпускников 9 и 11  классов разрабатывает программы и тренинговые занятия  по подготовке к сдаче экзаменов.  В этом году провела  тренинговое занятие  по теме "Как помочь ребенку успешно подготовиться к ОГЭ и ЕГЭ. Оказание психологической помощи в период подготовки к экзаменам». Татьяна Вячеславовна предложила родителям рекомендации, провела индивидуальные беседы с родителями. Отметила, что успешность сдачи экзамена намного зависит от того, насколько знакомы обучающиеся и их  родители  со специфической процедурой экзамена. А также остановилась на  роли родителей по поддержке ребенка в период экзаменов и создание условий для развития здоровой, успешной, психологически зрелой личности. И напомнила о самом главном - это снизить напряжение и тревожность ребенка и обеспечить подходящие условия для занятий.

 


Рекомендации родителям:


1) Не тревожьтесь о количестве баллов, которые  ребенок получит на экзамене, и не критикуйте ребенка после экзамена. Внушайте ребенку мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей. 
2) Не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов – это  может отрицательно сказаться на результате тестирования. Ребенку всегда передается волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент могут справиться со своими эмоциями, то ребенок в силу возрастных особенностей может эмоционально "сорваться". 
3) Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они  делают хорошо. Повышайте их уверенность в себе, так как чем больше ребенок  боится неудачи, тем более вероятности допущения ошибок. 
4) Наблюдайте за  самочувствием ребенка, никто, кроме Вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояние ребенка, связанное с переутомлением. Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок, объясните ему, что он обязательно должен чередовать занятия с отдыхом. 
5) Обеспечьте дома  удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал. Обратите внимание на питание ребенка: во время интенсивного умственного напряжения ему необходима питательная и разнообразная пища и сбалансированный комплекс витаминов. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т.д. стимулируют работу головного мозга. 
6) Помогите детям распределить темы  подготовки по дням. Ознакомьте ребенка с методикой подготовки к экзаменам. Не имеет смысла зазубривать весь фактический материал, достаточно просмотреть ключевые моменты и уловить смысл и логику материала. Очень полезно делать краткие схематические выписки и таблицы, упорядочивая изучаемый материал по плану. Если он не умеет, покажите ему, как это делается на практике. Основные формулы и определения можно выписать на листочках и повесить над письменным столом, над кроватью, в столовой и т.д. 
Подготовьте различные варианты  тестовых заданий по предмету (сейчас существует множество различных сборников тестовых заданий). Большое значение имеет тренинг ребенка именно по тестированию, ведь эта форма отличается от привычных ему письменных и устных экзаменов. 
7) Заранее во время тренировки по тестовым заданиям приучайте ребенка ориентироваться во времени и уметь его распределять. Тогда у ребенка будет навык умения концентрироваться на протяжении всего тестирования, что придаст ему спокойствие и снимет излишнюю тревожность. Если ребенок не носит часов, обязательно дайте ему часы на экзамен. 
8) Должен отдохнуть и как следует  выспаться. 
9) Посоветуйте детям во время экзамена обратить внимание на  следующее: пробежать глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержатся, это поможет настроиться на работу; внимательно прочитать вопрос до конца и понять его смысл (характерная ошибка во время тестирования не дочитав до конца, по первым словам уже предполагают ответ и торопятся его вписать); если не знаешь ответа на вопрос или не уверен, пропусти его и отметь, чтобы потом к нему вернуться; если не смог в течение отведенного времени ответить на вопрос, есть смысл положиться на свою интуицию и указать наиболее вероятный вариант.