Инициатива направлена на выражение общественного признания и благодарности детям и молодежи в возрасте до 23 лет, детским и молодежным общественным объединениям и организациям, которые бескорыстно приходят на помощь нуждающимся в ней людям, являясь примером мужества и отваги.
Содержание Инициативы позволяет объединить усилия органов государственной власти и общественных организаций в вопросах гражданского, нравственного и патриотического воспитания подрастающего поколения.
Общая идея Инициативы – героизм, честь, сила воли, неравнодушие, – те качества, которые характеризуют гражданскую позицию личности и получают общественное признание в современной России.
Значимость и актуальность Инициативы обусловлены необходимостью поиска методов и средств решения проблем патриотического и нравственного воспитания детей и молодежи: формирования духовно-нравственных качеств, гражданственности и патриотизма, уважения к правам и свободам человека, развития социальной и гражданской активности, участия в проектах и программах общественно значимой деятельности.
Урок мужества является наиболее действенным средством обсуждения с обучающимися представлений о мужестве, долге, физической и нравственной готовности оказать помощь, чести, ответственности.
Целью Урока мужества является развитие представлений обучающихся об ответственном гражданском поведении детей и молодежи на примерах отважных поступков их сверстников.
Реализация цели предполагает решение следующих задач:
мотивация обучающихся к проявлению неравнодушного, ответственного отношения к различным жизненным ситуациям;
включение обучающихся в социально полезную деятельность, используя примеры «горячих сердец» России;
организация взаимодействия обучающихся с молодежными и детскими общественными объединениями, некоммерческими организациями, институтами гражданского общества;
повышение познавательного интереса обучающихся к социально значимой общественной деятельности, направленной на заботу о представителях старшего и младшего поколения, а также неравнодушного отношения к людям, нуждающихся в помощи.
Содержательное наполнение Урока мужества представляет собой диалог, дискуссию о нравственных, гражданских ценностях, возможностях изменения окружающей действительности к лучшему. Образовательная часть Урока мужества иллюстрируется героическими примерами лауреатов Инициативы. Использование информационных технологий в ходе подготовки и проведения Урока мужества позволит вызвать глубокий эмоциональный отклик в душах детей, познакомить их с судьбами сверстников из различных субъектов Российской Федерации.
Особо следует акцентировать внимание обучающихся на событиях исторического наследия России, на подвигах защитников Отечества, страницы биографии которых демонстрируют активную гражданскую позицию, проявление в экстремальной ситуации, благородное преодоление трудностей. Содержание и форма проведения Урока мужества должны соответствовать поставленной цели и задачам воспитательного мероприятия.
Урок мужества позволит раскрыть понятия «патриотизм», «гражданственность», «подвиг», «героизм», «самоотверженность», «честь», «долг», включит обучающихся в дискуссию о неразрывной связи героической истории России и активного участия юных граждан в решении проблем ближайшего социального окружения.
Важными условиями при подготовке и проведении Урока мужества являются активность самих обучающихся, их заинтересованность в мероприятии, понимание его значимости, непосредственное участие обучающихся и их родителей во всех выбранных воспитательных формах работы. Результаты проведенного Урока мужества должно найти отражение на школьных сайтах, в общешкольном печатном органе, на информационных стендах образовательной организации.
Организация Урока мужества предполагает несколько этапов:
Этап подготовки:
изучение обучающимися информации и материалов Инициативы;
диагностика обучающихся: «Кто такие «горячие сердца» России?»;
составление проектных заданий для обучающихся, иллюстративного материала к Уроку мужества;
подготовка оформления и места проведения Урока мужества;
приглашение гостей из числа представителей органов исполнительной и законодательной власти, руководства образовательной организации, учителей, родителей и молодых людей, отличившихся ответственным гражданским поведением.
Этап проведения Урока мужества:
Организационный момент: определение и обсуждение темы Урока мужества.
Содержательная часть. Информирование об Инициативе. Выступления представителей органов исполнительной и законодательной власти, руководства образовательной организации, учителей, родителей и молодых людей, отличившихся ответственным гражданским поведением.
Выступление проектных групп обучающихся по теме Урока мужества.
Подведение итогов. Рефлексия
Этап последействия:
Размещение материалов на сайтах общеобразовательных организаций.
Обобщение результатов проектной деятельности.
Мотивация обучающихся к совершению добрых поступков и дел, включение в волонтерскую деятельность, разработку социально значимых проектов, участия в решении проблем, затрагивающих их права и интересы.
Оборудование: компьютер, проекционное оборудование, высказывания о героизме, благородстве, Почетная книга «Горячее сердце», иллюстративный материал об Инициативе и награжденных нагрудным знаком.
Урок мужества как вид воспитательной деятельности рекомендуется организовать на трех уровнях:
1-й уровень. Воспитательные мероприятия для обучающихся 1-4 классов, 5-6 классов, 7-9 классов, 10-11 классов.
2-уровень. Образовательная часть учебных занятий в рамках учебных предметов «История и обществознание». Экскурсии и посещение тематических выставок.
3-й уровень. Индивидуальная и групповая проектная и исследовательская деятельность обучающихся. Доклады обучающихся о результатах индивидуальных или групповых исследовательских проектов, направленных на выявление ответственного гражданского поведения.
Проектный подход при организации Урока мужества позволит объединить обучающихся, консолидировать воспитательный потенциал образовательной организации, задействовать вариативные формы и методы воспитательной работы. В проектной деятельности могут принять участие все обучающиеся с учетом их психолого-возрастных особенностей и уровневого подхода к результатам социального творчества обучающихся.
Рекомендуемые формы и методы организации Урока мужества
Необходимо использовать современные формы проведения урока: кино-урок, кино-викторины, диспут, дискуссия, путешествие во времени, презентация, литературная, историческая гостиная, виртуальная экскурсия, заочное путешествие с выполнением проектного задания, форум-театр и т.д.
С обучающимися 1-4 классов:
Основными формами проведения Урока мужества с младшими школьниками являются активные эмоциональные динамичные формы мероприятия: встречи с интересными людьми – почетными гостями, кино-викторины, презентации, конкурсы творческих работ «Горячие сердца».
С обучающимися 5-9 классов:
викторины, конкурсы, кино-просмотры, способствующие формированию интереса к сверстникам, совершившим подвиг в мирное время;
оформление веб-страницы школьного сайта о «Горячих сердцах»;
сообщения обучающихся с использованием компьютерных презентаций;
проектная деятельность обучающихся;
конкурс творческих работ обучающихся: рисунков, сочинений, эссе, интервью;
С обучающимися 10-11 классов:
Диспуты: «Нужно ли рисковать собой ради спасения жизни других?»;
виртуальные экскурсии «Горячие сердца», «Герои России», «Неравнодушные люди»;
выполнение информационного или социального проекта;
презентации книги «Горячих сердец» 2014-2016 гг.;
кино-просмотры материалов о «Горячих сердцах».
Педагогическими и методическими условиями успешного проведения Урока мужества являются:
раскрытие личностного потенциала обучающихся;
опора на материалы инициативы «Горячие сердца»;
использование наглядного материала, записей музыкальных произведений, мультимедийных презентаций, интернет-ресурсов.
Предлагаемые методические материалы можно использовать и при продолжении работы с обучающимися в рамках образовательных программ, программ патриотического и духовно-нравственного воспитания.
В 2015 году Фонд социально-культурных инициатив подготовил информационные материалы*, рассказывающие не только об участниках инициативы, но и поднимающие вопросы патриотизма, исторической связи поколений, неравнодушного отношения к окружающим людям, готовности и способности прийти на помощь. Они будут интересны и детям, и взрослым, а также могут стать предметом содержательного обсуждения, дискуссий.
Информационные материалы для проведения Урока мужества
1.Официальный сайт Инициативы "Горячее сердце" http://cordis.fondsci.ru/
2.МГИК (Московский государственный институт кинематографии) http://massmedia.msuc.org/index.php?option=com_content&view=article&id=670:q-q-&catid=1:2010-11-13-19-22-48&Itemid=18
3.МИР ТВ http://mirtv.ru/video/12872/
4.РОССИЙСКИЙ СОЮЗ СПАСАТЕЛЕЙ http://www.ruor.org/news/5505.html
5.ТЕЛЕКАНАЛ ЗВЕЗДА http://tvzvezda.ru/news/vstrane_i_mire/content/201501310433-hp4y.htm
6.ТЕЛЕКАНАЛ ЗВЕЗДА http://www.youtube.com/watch?v=jY6Qm27LA1Y
7.ТЕЛЕКАНАЛ ЗВЕЗДА http://www.youtube.com/watch?v=irsmIfrsZnY
8.ТЕЛЕКАНАЛ ЗВЕЗДА http://www.youtube.com/watch?v=ef_9Pm7hcVY
9.ТЕЛЕКАНАЛ ЗВЕЗДА http://www.youtube.com/watch?v=QRY4j50nZz4
10.ТЕЛЕКАНАЛ ЗВЕЗДА http://www.youtube.com/watch?v=MDWm7FJ2-2M
11.ТЕЛЕКАНАЛ ЗВЕЗД http://www.youtube.com/watch?v=y0fV292qJV8
12.ТЕЛЕКАНАЛ ЗВЕЗДА http://www.youtube.com/watch?v=G7oplN8HsnQ
13.ТЕЛЕКАНАЛ ЗВЕЗДА http://www.youtube.com/watch?v=wK7VRCMc7lg
14.ЕКАТЕРИНБУРГ ТВ https://youtu.be/UX8Ov07aRFc
15.ОРЛЕНОК ТВ https://youtu.be/PTqLjQboWJo
16.ОРЛЕНОК ТВ https://youtu.be/z1OQZGupV9k
НЕКОТОРЫЕ ПЕЧАТНЫЕ СМИ (всего более 700 публикаций в СМИ и сети Интернет)
1.http://www.skc-fmba.ru/news/4606/
2.http://www.rfdeti.ru/news/9498-v-moskve-nagradili-pobediteley-proekta-goryachee-serdce
4.http://www.ural.aif.ru/society/situation/1453902
5.http://school19krsrm.ru/news/gorjachee_serdce/2015-03-02-252
6.http://plusinform.ru/main/6620-geroy-iz-tuvy-s-goryachim-serdcem.html
7.http://www.ruor.org/news/5505.html
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ
8.https://youtu.be/KSqJ1olhokk
9.https://youtu.be/xHKbs6E6dng
10.https://youtu.be/WaeE7vMP5NI