О Блокаде Ленинграда

Блокада Ленинграда — военная блокада немецкими, финскими и испанскими (Голубая дивизия) войсками во время Великой Отечественной войны Ленинграда. Длилась с 8 сентября 1941 по 27 января 1944 (блокадное кольцо было прорвано 18 января 1943 года) — 872 дня.

 К началу блокады в городе были мизерные запасы продовольствия и топлива. Единственным путём сообщения с блокадным Ленинградом оставалось Ладожское озеро, находящееся в пределах досягаемости артиллерии осаждающих. Пропускная способность этой транспортной артерии была неадекватна потребностям. Начавшийся в городе голод, усугублённый проблемами с отоплением и параличом транспорта, привёл к сотням тысяч смертей среди жителей.

 

Нападение Германии на СССР и выход немецких войск к Ленинграду

 Захват Ленинграда был составной частью разработанного нацистской Германией плана войны против СССР — плана «Барбаросса». В нём предусматривалось, что Советский Союз должен быть полностью разгромлен в течение 3−4 месяцев лета и осени 1941 года, то есть в ходе молниеносной войны («блицкрига»). К ноябрю 1941 года германские войска должны были захватить всю европейскую часть СССР. Согласно плану «Ост» («Восток») предполагалось в течение нескольких лет истребить значительную часть населения Советского Союза, в первую очередь русских, украинцев и белорусов, а также всех евреев и цыган — всего не менее 30 миллионов человек. Ни один из народов, населявших СССР, не должен был иметь право на свою государственность или даже автономию.

 За первые 18 дней наступления 4-я танковая группа противника с боями прошла более 600 километров (с темпом 30−35 км в сутки), форсировала реки Западная Двина и Великая. 5−6 июля войска противника заняли Остров, а 9 июля — Псков, находящийся в 280 километрах от Ленинграда. От Пскова самый короткий путь к Ленинграду проходит по Киевскому шоссе, идущему через Лугу.

Уже 23 июня командующим Ленинградским военным округом генерал-лейтенантом М. М. Поповым было отдано распоряжение о начале работ по созданию дополнительного рубежа обороны на псковском направлении в районе Луги. 4 июля это решение было подтверждено Директивой Ставки главного командования за подписью Г. К. Жукова.

19 июля, к моменту выхода передовых немецких частей, Лужский оборонительный рубеж был хорошо подготовлен в инженерном отношении: были построены оборонительные сооружения протяжённостью 175 километров, при глубине 10−15 километров. Оборонительные сооружения строились руками ленинградцев, в большинстве своём, женщин и подростков (мужчины уходили в армию и ополчение). В общей сложности в строительстве приняло участие свыше полумиллиона человек гражданского населения.

Германское наступление было приостановлено на несколько недель. Вражеским войскам не удалось овладеть городом с ходу. Эта задержка вызвала ярость Гитлера, который совершил специальную поездку в группу армий «Север» с целью подготовить план захвата Ленинграда не позднее сентября 1941 года. В беседах с военачальниками фюрер, помимо чисто военных доводов, привёл немало политических аргументов. Он полагал, что захват Ленинграда даст не только военный выигрыш (контроль над всеми балтийскими побережьями и уничтожение Балтийского флота), но и принесёт огромные политические дивиденды. Советский Союз потеряет город, который, являясь колыбелью Октябрьской революции, имеет для советского государства особый символический смысл. Кроме того, Гитлер считал очень важным не дать советскому командованию возможность вывести войска из района Ленинграда и использовать их на других участках фронта. Он рассчитывал уничтожить оборонявшие город войска. С 4 сентября начались артобстрелы города, которые продолжались до конца блокады.

 

Проблемы эвакуации жителей

 Ситуация до блокады

Эвакуации жителей города на протяжении всей блокады придавалось огромное значение, хотя она была плохо организована и носила хаотический характер. До германского нападения на СССР никаких заранее разработанных планов эвакуации населения Ленинграда не существовало. Тем не менее, первые поезда с эвакуированными людьми покинули Ленинград уже 29 июня, через неделю после начала войны.

 

Первая волна эвакуации

 Самый первый этап эвакуации продолжался с 29 июня по 27 августа, когда части вермахта захватили железную дорогу, связывающую Ленинград с лежащими к востоку от него областями. Этот период характеризовался двумя особенностями:

нежеланием жителей уезжать из города;

много детей из Ленинграда было эвакуировано в районы Ленинградской области. Впоследствии это привело к тому, что 175000 детей было возвращено обратно в Ленинград.

За этот период из города было вывезено 488703 человека, из них 219691 детей (вывезено 395091, но впоследствии 175000 возвращено обратно) и 164320 рабочих и служащих, эвакуировавшихся вместе с предприятиями. Были также вывезены 86 крупных оборонных заводов.

 

Вторая волна эвакуации

 Второй период эвакуации имеет три этапа:

эвакуация через Ладожское озеро водным транспортом до Новой Ладоги, а затем до ст. Волхов автотранспортом;

эвакуация авиацией;

эвакуация по ледовой дороге через Ладожское озеро.

 За этот период водным транспортом было вывезено 33479 чел (из них 14854 чел — не ленинградского населения), авиацией — 35114 (из них 16956 не ленинградского населения), походным порядком через Ладожское озеро и неорганизованным автотранспортом с конца декабря 1941 и до 22.1.1942 — 36118 чел (население не из Ленинграда), с 22.1.1942 по 15.4.1942 по «Дороге жизни» — 554186 человек.

В общей сложности за время второго периода эвакуации — с сентября 1941 по апрель 1942 года — из города, в основном по «Дороге жизни» через Ладожское озеро, были вывезены около 659 тысяч человек.

 

Третья волна эвакуации

С мая по октябрь 1942 г. вывезли 403 тысячи человек. Всего же за период блокады из города были эвакуированы 1,3 млн человек. К октябрю 1942 г. эвакуация всех людей, которых власти считали нужным вывезти, была завершена.

 

Последствия блокады

 Последствия для эвакуантов

 Часть истощённых людей, вывезенных из города, так и не удалось спасти. Несколько тысяч человек умерли от последствий голода уже после того, как их переправили на «Большую землю». Врачи далеко не сразу научились ухаживать за голодавшими людьми. Были случаи, когда они умирали, получив большое количество качественной пищи, которая для истощенного организма оказывалась по существу ядом.

 

Последствия для городского руководства

Блокада стала жестоким экзаменом для всех городских служб и ведомств, обеспечивавших жизнедеятельность огромного города. Ленинград дал уникальный опыт организации жизни в условиях голода. Обращает на себя внимание следующий факт: во время блокады, в отличие от многих других случаев массового голода, не произошло никаких крупных эпидемий, несмотря на то, что гигиена в городе была, конечно, гораздо ниже нормального уровня из-за почти полного отсутствия водопровода, канализации и отопления. Безусловно, предотвращению эпидемий помогла суровая зима 1941—1942 гг. Вместе с тем исследователи указывают и на эффективные профилактические меры, принятые властями и медицинской службой.

 

Осень 1941 года

 Провал попытки блицкрига

 В конце августа 1941 года германское наступление возобновилось. Немецкие части прорвали Лужский оборонительный рубеж и устремились к Ленинграду. 8 сентября 1941 года противник вышел к Ладожскому озеру, захватил Шлиссельбург и блокировал Ленинград с суши. Этот день считается днем начала блокады. Были разорваны все железнодорожные и автомобильные коммуникации. Сообщение с Ленинградом теперь поддерживалось только по воздуху и Ладожскому озеру. С севера город блокировали финские войска, которые были остановлены на рубеже государственной границы 1939 года, то есть той границы, которая существовала между СССР и Финляндией накануне Советско-финской войны 1939—1940 годов.

 Общая площадь взятых в кольцо Ленинграда и пригородов составляла около 5000 квадратных километров.

В этот критический период И. В. Сталин не был уверен в том, что город удастся отстоять. По словам самого маршала Г. К. Жукова, «положение, сложившееся под Ленинградом, Сталин в тот момент оценивал как катастрофическое. Однажды он даже употребил слово „безнадёжное“. Он говорил, что, видимо, пройдёт ещё несколько дней, и Ленинград придется считать потерянным». Сталин был очень недоволен действиями маршала К. Е. Ворошилова, который командовал войсками, оборонявшими город. Он сместил с должности Ворошилова и назначил вместо него Жукова. Но к тому времени оборона города уже была чётко налажена, проведены инженерные работы и чётко скоординированы действия Армии и Флота. В чём и была основная заслуга командующего Балтийским флотом В. Ф. Трибуца, К. Е. Ворошилова и А. А. Жданова.

 Одной из причин смещения Ворошилова могло быть его поведение на фронте: не раз и не два он лично руководил операциями на местах, спасая положение. Воспитанный в героических традициях Гражданской войны, он однажды в острый критический момент ситуации, лично, двигаясь впереди цепи, повёл солдат в наступление в маршальской форме. Солдаты, увидевшие перед собой маршала, с воодушевлением втянулись в контратаку и отбили вражеское нападение. Когда Сталин узнал об этом, он немедленно отозвал Ворошилова в Ставку.

 4 сентября 1941 года немцы начали регулярные артиллерийские обстрелы Ленинграда, а 9—17 сентября предприняли штурм города. 12 сентября они подошли к нему на расстояние 10 км. Местное руководство подготовило к взрыву основные заводы. Все корабли Балтийского флота должны были быть затоплены. Пытаясь остановить вражеское наступление, Жуков не останавливался перед самыми жестокими мерами. Он, в частности, издал приказ о том, что за самовольное отступление и оставление рубежа обороны вокруг города все командиры и солдаты подлежали немедленному расстрелу. Отступление прекратилось. Солдаты, оборонявшие Ленинград в эти дни, стояли насмерть. Несмотря на все усилия, немцы так и не смогли захватить Пулковские высоты. В конце концов, враг был остановлен в 4−7 км от города, фактически в пригородах. Линия фронта, то есть окопы, где сидели солдаты, проходила всего в 4 км от Кировского завода и в 16 км от Зимнего дворца. Несмотря на близость фронта, Кировский завод не прекращал работу на протяжении всего периода блокады. От завода к линии фронта даже ходил трамвай. Это была обычная трамвайная линия из городского центра в пригород, но теперь она использовалась для перевозки солдат и боеприпасов.

 

Начало продовольственного кризиса

 Изменение тактики ведения войны

 Бои под Ленинградом не прекратились, но изменился их характер. Немецкие войска приступили к разрушению города массированными артиллерийскими обстрелами и бомбёжками. Особенно сильными были бомбовые и артиллерийские удары в октябре — ноябре 1941 года. Немцы сбросили на Ленинград несколько тысяч зажигательных бомб с целью вызвать массовые пожары. Особое внимание уделялось ими уничтожению складов с продовольствием, и им данная задача удалась. Так, в частности, 10 сентября им удалось разбомбить знаменитые Бадаевские склады, где находились значительные запасы продовольствия. Пожар был грандиозным, тысячи тонн продуктов сгорели, расплавленный сахар тёк по городу, впитывался в землю. Тем не менее, вопреки распространенному мнению, эта бомбардировка не могла стать основной причиной последовавшего продовольственного кризиса, поскольку Ленинград, как и любой другой мегаполис, снабжается «с колес», и продуктовых запасов, уничтоженных вместе со складами, городу хватило бы лишь на несколько дней.

 Наученные этим горьким уроком, городские власти стали уделять особое внимание маскировке продовольственных запасов, которые теперь хранились только небольшими партиями.

 Итак, голод стал наиболее важным фактором, определявшим судьбу населения Ленинграда. Блокада, установленная германской армией, была сознательно нацелена на вымирание городского населения.

 

Судьба горожан: демографические факторы

 По данным на 1 января 1941 года, в Ленинграде проживало чуть менее трёх миллионов человек. Для города был характерен более высокий, чем обычно, процент нетрудоспособного населения, в том числе детей и стариков. Его отличало и невыгодное военно-стратегическое положение, связанное с близостью к границе и оторванностью от сырьевых и топливных баз. В то же время городская медицинская и санитарная служба Ленинграда была одной из лучших в стране, что сыграло очень важную положительную роль в период блокады.

Теоретически, у советской стороны мог существовать вариант вывода войск и сдачи Ленинграда врагу без боя (используя терминологию того времени, объявить Ленинград «открытым городом», как это произошло, например, с Парижем). Однако если принять во внимание планы Гитлера относительно будущего Ленинграда (или, точнее, отсутствия у него какого-либо будущего вообще), нет оснований утверждать, что судьба населения города в случае капитуляции была бы лучше участи в реальных условиях блокады.

 

Фактическое начало блокады

 Началом блокады считается 8 сентября 1941 года, когда была прервана сухопутная связь Ленинграда со всей страной. Однако жители города потеряли возможность покинуть Ленинград двумя неделями раньше: железнодорожное сообщение было прервано 27 августа, и на вокзалах и в пригородах скопились десятки тысяч людей, ожидавших возможности прорыва на восток. Положение осложнялось ещё и тем, что с началом войны Ленинград наводнили не менее 300 000 беженцев из прибалтийских республик и соседних с ним российских областей.

Катастрофическое продовольственное положение города стало ясно 12 сентября, когда были закончены проверка и учёт всех съестных запасов. Продовольственные карточки были введены в Ленинграде 17 июля 1941 года, то есть ещё до блокады, однако это было сделано лишь для того, чтобы навести порядок в снабжении. Город вступил в войну, имея обычный запас продуктов. Нормы отпуска продуктов по карточкам были высокие, и никакой нехватки продовольствия до начала блокады не было. Снижение норм выдачи продуктов впервые произошло 15 сентября. Кроме того, 1 сентября была запрещена свободная продажа продовольствия (эта мера будет действовать вплоть до середины 1944 года). При сохранении «чёрного рынка» официальная продажа продуктов в так называемых коммерческих магазинах по рыночным ценам прекратилась.

В октябре жители города почувствовали на себе явную нехватку продовольствия, а в ноябре в Ленинграде начался настоящий голод. Были отмечены сначала первые случаи потери сознания от голода на улицах и на работе, первые случаи смерти от истощения, а затем и первые случаи каннибализма. В феврале того 1942 года за каннибализм осуждено более 600 человек, в марте - более тысячи Запасы продовольствия пополнять было крайне сложно: по воздуху обеспечить снабжение такого большого города было невозможно, а судоходство по Ладожскому озеру временно прекратилось из-за наступления холодов. В то же время лёд на озере был ещё очень слабым, чтобы по нему могли проехать автомашины. Все эти транспортные коммуникации находились под постоянным огнём противника.

Несмотря на нижайшие нормы выдачи хлеба, смерть от голода ещё не стала массовым явлением, и основную часть погибших пока составляли жертвы бомбардировок и артиллерийских обстрелов.

 

Зима 1941—1942 гг

 Паёк ленинградца

Исходя из фактически сложившегося расхода, наличие основных пищевых товаров на 12 сентября составляло (цифры приведены по данным учёта, произведённого отделом торговли Ленгорисполкома, интендантства фронта и Краснознамённого Балтийского флота):

Хлебное зерно и мука на 35 суток

Крупа и макароны на 30 суток

Мясо и мясопродукты на 33 суток

Жиры на 45 суток

Сахар и кондитерские изделия на 60 суток

 Ввиду блокады города с 20 ноября властями Ленинграда был введён норматив по отпуску продуктов питания. Размер продовольственного пайка составлял:

Рабочим — 250 граммов хлеба в сутки

Служащим, иждивенцам и детям до 12 лет — по 125 граммов

Личному составу военизированной охраны, пожарных команд, истребительных отрядов, ремесленных училищ и школ ФЗО, находившемуся на котловом довольствии — 300 граммов

Войскам первой линии — 500 граммов

При этом до 50 % хлеба составляли примеси, и он был почти несъедобным. Все остальные продукты почти перестали выдаваться.

 

Система оповещения жителей. Метроном

 

Ещё в первые месяцы блокады на улицах Ленинграда было установлено 1500 громкоговорителей. Радиосеть несла информацию для населения о налетах и воздушной тревоге. Знаменитый метроном, вошедший в историю блокады Ленинграда как культурный памятник сопротивления населения, транслировался во время налетов именно через эту сеть. Быстрый ритм означал воздушную тревогу, медленный ритм — отбой.

 

Об уровне смертности

В декабре 1941 г. ситуация резко ухудшилась. Смертность от голода стала массовой. Стала обычной скоропостижная смерть прохожих на улицах — люди шли куда-то по своим делам, падали и мгновенно умирали. Специальные похоронные службы ежедневно подбирали на улицах около сотни трупов.

 

Воздействие холода

 Ещё одним важным фактором роста смертности стал холод. С наступлением зимы в городе практически кончились запасы топлива: выработка электроэнергии составляла всего 15 % от довоенного уровня. Прекратилось централизованное отопление домов, замёрзли или были отключены водопровод и канализация. Остановилась работа практически на всех фабриках и заводах (кроме оборонных). Часто пришедшие на рабочее место горожане не могли выполнить свою работу из-за отсутствия подачи воды, тепла и энергии.

 Зима 1941−1942 гг. началась очень рано и была длинной даже по русским меркам. Средняя температура в декабре составляла минус 12−15 градусов Цельсия, иногда опускаясь до минус 20. Несмотря на привычный уровень температуры, из-за отсутствия оттепелей и продолжительных периодов низкой температуры зима была суровой, что для ослабленных голодом людей несло в себе смертельную опасность.

 

Печки-буржуйки. Коллапс транспортной системы

 

Главным отопительным средством стали особые мини-печки. Они стояли в большинстве квартир. В них жгли всё, что могло гореть, в том числе и мебель и книги. Добыча топлива стала важнейшей частью быта ленинградцев. Из-за нехватки электроэнергии и массовых разрушений контактной сети прекратилось движение городского электротранспорта, в первую очередь трамваев. Это событие было отмечено всеми как важный фактор, способствовавший росту смертности.

 «Свеча горела с двух концов» − эти слова выразительно характеризовали положение жителя города, жившего в условиях голодного пайка и огромных физических и психических нагрузок. В большинстве случаев семьи вымирали не сразу, а по одному, постепенно. Пока кто-то мог ходить, он приносил продукты по карточкам. Улицы были занесены снегом, который не убирался всю зиму, поэтому передвижение по ним было очень затруднено.

 

Ухудшение ситуации

 Январь и начало февраля 1942 г. стали самыми страшными, критическими месяцами блокады. Первую половину января всё неработающее население города никаких продуктов по карточкам вообще не получало. Примеси в выдаваемом хлебе составили уже 60 %, а выработка электроэнергии сократилась до 4 % от довоенного уровня. В январе наступили самые сильные морозы − среднемесячная температура составила минус 19 градусов Цельсия − гораздо ниже средней нормы для этого месяца в Ленинграде, которая обычно составляет минус 8 градусов. Более того, в течение 8 январских дней термометр показывал минус 30 и ниже. Питьевая вода стала большим дефицитом, а её транспортировка в квартиры и учреждения − настоящим подвигом.

 

Число жертв голода стремительно росло − каждый день умирали более 4000 человек. Столько людей умирало в городе в мирное время в течение 40 дней. Были дни, когда умирало 6−7 тысяч человек. Мужчины умирали гораздо быстрее, чем женщины (на каждые 100 смертей приходилось примерно 63 мужчины и 37 женщин). К концу войны женщины составляли основную часть городского населения.

 

Попытка прорыва. Плацдарм «Невский пятачок»

 В январе 1942 г. Красная армия предприняла первую попытку прорыва блокады. Войска двух фронтов − Ленинградского и Волховского − в районе Ладожского озера разделяло всего 12 км. Однако немцы сумели создать на этом участке непроходимую оборону, а силы Красной Армии были ещё очень ограничены. Советские войска понесли огромные потери, но так и не сумели продвинуться вперёд. Солдаты, которые прорывали кольцо блокады со стороны Ленинграда, были сильно истощены. Один из командиров вспоминает в своих мемуарах, как в начале 1942 г. он решил выяснить, какое расстояние смогут самостоятельно пройти его ослабевшие солдаты без длительной остановки. Выяснилось, что у большинства силы иссякали через 400 метров, а по плану командования нужно было пройти 800 метров.

 Основные бои велись на так называемом «Невском пятачке» − узкой полосе земли шириной в 300−500 метров и длиной около 1 км на левом берегу Невы, удерживаемом войсками Ленинградского фронта. Весь пятачок простреливался врагом, и советские войска, постоянно пытавшиеся расширить этот плацдарм, несли тяжелейшие потери. Однако сдавать пятачок было ни в коем случае нельзя − иначе пришлось бы форсировать полноводную Неву заново, и задача прорыва блокады намного усложнялась. Всего за 1941−1943 гг. на «Невском пятачке» погибло более 300 000 советских солдат.

 В течение 1942 года были предпринято пять попыток прорыва блокады, но все они оказались неудачными. В январе же 1943 крушение надежды на скорое избавление от мук блокады стало тяжелейшим психологическим стрессом для жителей осаждённого города. Сознание того, что голод может продлиться ещё несколько месяцев, казалось невыносимым.

 

Весна-лето 1942 г

 Нормативы продовольствия

 Положение в осаждённом Ленинграде начало меняться в лучшую сторону со второй половины февраля. 11 февраля были введены новые нормы снабжения: 500 граммов хлеба для рабочих, 400 − для служащих, 300 − для детей и неработающих. Из хлеба почти исчезли примеси. Но главное − снабжение стало регулярным, продукты по карточкам стали выдавать своевременно и почти полностью. 16 февраля было даже впервые выдано качественное мясо − мороженая говядина и баранина. В продовольственной ситуации в городе наметился перелом.

 

Сокращение уличных смертей

 Весной 1942 г., в связи с потеплением и улучшением питания, значительно сократилось количество внезапных смертей на улицах города. В марте 1942 г. все трудоспособное население вышло на очистку города от мусора. В апреле−мае 1942 г. произошло дальнейшее улучшение условий жизни населения: началось восстановление коммунального хозяйства, пущен трамвай. Возобновилась работа многих предприятий.

 

Официальная статистика

 

Неполные цифры официальной статистики: при довоенной норме смертности в 3000 человек, в январе−феврале 1942 г. в городе умирали ежемесячно примерно 130 000 человек, в марте умерло 100 000 человек, в мае − 50 000 человек, в июле − 25 000 человек, в сентябре − 7 000 человек. Произошло радикальное снижение смертности, не в последнюю очередь из-за того, что самые слабые уже умерли: старики, дети, больные. Теперь главными жертвами войны среди гражданского населения были в основном погибшие не от голода, а от бомбовых ударов и артиллерийских обстрелов. Всего же, согласно последним исследованиям, за первый, самый тяжёлый год блокады погибли приблизительно 780 000 ленинградцев.

 

Блокада 1942—1943 гг

 1942. Активизация обстрела

 К лету 1942 года руководство нацистской Германии приняло решение активизировать боевые действия на Ленинградском фронте, и в первую очередь, усилить артиллерийские обстрелы и бомбардировки города.

Вокруг Ленинграда были развернуты новые артиллерийские батареи. Были, в частности, развернуты сверхтяжёлые орудия на железнодорожных платформах. Они били снарядами на расстояние 13, 22 и даже 28 км. Вес снарядов достигал 800−900 кг. Немцы составили схему города и наметили несколько тысяч самых важных целей, которые обстреливались ежедневно.

 

1943

 В 1943 г., когда германское командование осознало, что захватить Ленинград ему, скорее всего, не удастся, количество артиллерийских снарядов, упавших на город, увеличилось примерно в 6 раз.

 Снятие блокады. Итоги

В январе 1943 года Красная Армия прорвала блокаду Ленинграда. Советские войска преодолели 12 километров вдоль Ладожского озера. Однако дальнейшие попытки расширить коридор закончились провалом. На освобождённой территории была сразу же сооружена железная и шоссейная дороги. К моменту прорыва блокады в городе оставалось не более 800 тыс. человек гражданского населения. Многие из этих людей в течение 1943 г. были эвакуированы в тыл.

В январе 1944 года блокада была полностью снята. В результате мощного наступления Красной Армии немецкие войска были отброшены от Ленинграда на расстояние 60−100 км и, через 872 дня после начала, блокада закончилась.

 

Потери населения

 За годы блокады погибло, по разным данным, от 400 тыс. до 1,5 млн человек. Так, на Нюрнбергском процессе фигурировало число 632 тысячи человек. Только 3 % из них погибли от бомбёжек и артобстрелов; остальные 97 % умерли от голода. Большинство умерших в блокаду жителей Ленинграда похоронено на Пискарёвском мемориальном кладбище. На нём сооружён главный памятник блокаде.

Также тела многих погибших ленинградцев были кремированы в печах кирпичного завода, находящегося на территории нынешнего Московского парка победы. На территории парка построена часовня и установлен памятник «Вагонетка» — один из самых страшных памятников Петербурга. На таких вагонетках вывозили прах погибших после сожжения в печах завода в близлежащие карьеры.

 

Серафимовское кладбище также было местом массового захоронения ленинградцев, погибших и умерших во время блокады Ленинграда. В 1941—1944 гг. здесь было похоронено более 100 тыс. человек.

 Умерших хоронили практически на всех кладбищах города (Волковском, Красненьком и других).

 

Звание Города-героя

Приказом Верховного Главнокомандующего от 1 мая 1945 года Ленинград вместе с Москвой, Сталинградом, Севастополем и Одессой был назван Городом-героем за героизм и мужество, проявленные жителями города во время блокады… 8 мая 1965 года Указом Президиума Верховного Совета СССР Город-герой Ленинград был награждён орденом Ленина и медалью «Золотая Звезда».

 

Ущерб культурным памятникам

Огромный ущерб был нанесён историческим зданиям и памятникам Ленинграда. Он мог бы быть ещё бо́льшим, если бы не были предприняты весьма эффективные меры по их маскировке. Самые ценные памятники, например, памятник Петру I рядом с Исаакиевским собором, памятник Ленину у Финляндского вокзала были спрятаны под мешками с песком и фанерными щитами. Но самый большой, невосполнимый ущерб был причинён историческим зданиям и памятникам, находившимся в занятых немцами пригородах Ленинграда. Были разрушены Большой Екатерининский дворец в Царском селе, Большой дворец в Петергофе. Знаменитая Янтарная комната, подаренная Петру I королём Пруссии, была целиком вывезена немцами.

 

Роль советского военно-морского флота (РККФ) в обороне Ленинграда

 Особую роль в обороне города, прорыве Блокады Ленинграда и обеспечении существования города в блокадных условиях сыграли Краснознаменный Балтийский флот (КБФ; командующий − адмирал В. Ф. Трибуц), Ладожская военная флотилия (образована 25 июня 1941 г., расформирована 4 ноября 1944 г.; командующие: Барановский В. П., Земляниченко С. В., Трайнин П. А., Боголепов В. П., Хорошхин Б. В. − в июне-октябре 1941 г., Чероков В. С. − с 13 октября 1941 г.), курсанты военно-морских училищ. Также, на различных этапах битвы за Ленинград создавались Чудская и Ильменская военные флотилии.

 В самом начале войны была создана Морская оборона Ленинграда и озерного района (МОЛиОР).

 1 октября 1941 г. МОЛиОР была переформирована в Ленинградскую военно-морскую базу (адмирал Ю. А. Пантелеев).

 Действия флота оказались полезными в ходе отступления в 1941 г., обороны и попыток прорыва Блокады в 1941-43 гг., прорыва и снятия Блокады в 1943-44 гг.

 Стоит выделить следующие направления деятельности флота, имевшие важность на всех этапах Ленинградской битвы:

В боях на суше участвовали кадровые бригады морской пехоты и подразделения моряков с кораблей, вставших на прикол в Кронштадте и Ленинграде. В ряде случаев ключевые участки − особенно на побережье − героически оборонялись неподготовленными и малочисленными морскими гарнизонами (оборона крепости Орешек). Части морской пехоты и пехотные части, сформированные из моряков, блестяще проявили себя при прорыве и снятии Блокады. Всего из состава КБФ в 1941 г. в Красную Армию для действий на сухопутных фронтах были переданы 68 644 человека, в 1942 − 34 575, в 1943 − 6 786, не считая части морской пехоты, входивших в состав флота или временно переданных в подчинение войсковым командованиям.

Корабельная и береговая артиллерия (345 орудий калибром 100−406 мм, в случаях необходимости задействовалось более 400 орудий) эффективно подавляла батареи противника, содействовала отражению сухопутных атак, поддерживала наступление войск. Флотская артиллерия оказала крайне важную артиллерийскую поддержку при прорыве Блокады, уничтожив 11 узлов укреплений, железнодородный эшелон противника, а также подавив значительное количество его батарей и частично уничтожив танковую колонну. С сентября 1941 г. по январь 1943 г. корабельная артиллерия открывала огонь 26 614 раз, израсходовав 371 080 снарядов калибром 100−406 мм, при этом до 60 % снарядов было израсходовано на контрбатарейную борьбу.

Успешно действовала бомбардировочная и истребительная авиация флота. Кроме того, в августе 1941 г. из частей ВВС КБФ была сформирована отдельная авиагруппа (126 самолетов), оперативно подчиненная фронту. В ходе прорыва Блокады более 30 % используемой авиации принадлежало флоту. За время обороны города было совершено более 100 тысяч самолето-вылетов, из которых около 40 тысяч − для поддержки сухопутных войск.

 Кроме роли флота в боях на суше стоит отметить непосредственную деятельность в акватории Балтийского моря и Ладожского озера, также оказывавшую влияние на ход боев на сухопутном ТВД:

Обеспечение функционирования «Дороги жизни» и водного сообщения Ладожской военной флотилией. В осеннюю навигацию 1941 г. в Ленинград было доставлено 60 тыс. тонн грузов, в том числе 45 тысяч тонн продовольствия; из города было эвакуировано более 30 тысяч человек; из Осиновца на восточный берег озера было перевезено 20 тысяч красноармейцев, краснофлотцев и командиров. В навигацию 1942 г. (20 мая 1942 − 8 января 1943 гг.) в город было доставлено 790 тысяч тонн грузов (почти половину грузов составило продовольствие), из Ленинграда были вывезены 540 тысяч человек и 310 тысяч тонн грузов. В навигацию 1943 г. в Ленинград было перевезено 208 тысяч тонн грузов и 93 тысячи человек.

Операции на морских и озерных коммуникациях противника (в первую очередь − силами подводных лодок, торпедных катеров, авиации).

Эвакуация баз и изолированных группировок советских войск. В частности − эвакуация из Таллинна в Кронштадт 28-30 августа, из Ханко в Кронштадт и Ленинград 26 октября − 2 декабря, из района сев.-зап. побережья Ладожского озера в Шлиссельбург и Осиновец 15-27 июля, с о. Валаам в Осиновец 17-20 сентября, из Приморска в Кронштадт 1-2 сентября 1941 г., с островов Бьеркского архипелага в Кронштадт 1 ноября, с островов Гогланд, Тютерс и др. 29 октября − 6 ноября 1941 г. Это позволило сохранить личный состав − до 170 тысяч человек − и часть военной техники, вывезти гражданское население, усилить войска, оборонявшие Ленинград. Из-за действия авиации противника и минной обстановки в ряде случаев имелись тяжёлые потери.

Проведение десантных операций, отвлекавшие значительные силы противника в начале войны (к сожалению, ряд из них закончился трагически) и позволявшие успешно наступать в 1944. В 1941 г. КБФ и Ладожской флотилией было высажено 15 десантов, в 1942 − 2, в 1944 − 15.

Предотвращение десантных операций противника (наиболее известно уничтожение немецко-финской флотилии и отражение десанта в ходе боя за о. Сухо, Ладожское озеро, 22 октября 1942 г.

 За заслуги в ходе обороны Ленинграда и Великой Отечественной войне в целом 66 соединений, кораблей и частей КБФ и Ладожской флотилии были удостоены правительственных наград и отличий в ходе войны. В то же время безвозвратные потери личного состава КБФ в ходе войны составили 55 890 человек, из которых основная часть приходится на период обороны Ленинграда.