Методические и технологические аспекты преподавания математики в условиях реализации ФГОС основного общего образования

Методические и технологические аспекты преподавания математики в условиях реализации ФГОС основного общего образования

 

Федеральный государственный общеобразовательный стандарт (ФГОС) занимает одно из ведущих мест в системе приоритетов государственной политики в сфере образования. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года он рассматривается как инструмент инновационного развития образования.

 Наша Янтиковская школа является экспериментальной пилотной площадкой   по   внедрению ФГОС основного общего образования. В прошлом учебном году начата работа по обработке системы преподавания по стандартам второго поколения. Рассмотрим особенности преподавания математики в условиях введения и реализации ФГОС. С введением ФГОС произошло общее изменение модели  образования:

ü        цель школьного образования – научить учиться;

ü        включение содержания обучения в контекст решения жизненных задач;

ü        целенаправленная организация и планомерное развитие учебной деятельности;

ü        признание решающей роли учебного сотрудничества в достижении учебных целей.

В связи с этим требования к уроку математики в условиях ФГОС можно представить следующим образом:

ü        самостоятельная работа учащихся на всех этапах урока;

ü        учитель выступает в роли организатора, а не информатора;

ü        обязательная рефлексия каждого из учащихся на уроке:

ü        восстанавливает ход урока;

ü        анализирует свою деятельность или деятельность товарищей;

ü        формулирует свои впечатления

ü        высокая степень речевой активности учащихся.

Таким образом, при подготовке к занятиям учителю следует продумать следующие аспекты:

·           как осуществить проблемный подход к изучению учебного материала?

·           как организовать активную познавательную деятельность обучающихся?

·           какими способами провести рефлексию деятельности?

Еще одной существенной проблемой для учителя становится определение ресурсов своего предмета в формировании и совершенствовании УУД: в каких учебных темах, какими средствами формировать те или иные УУД. Математика направлена, прежде всего, на развитие познавательных УУД. На уроках математики  можно формировать следующие познавательные УУД:

     · моделирование;

· использование знаково-символической записи математического понятия;

· овладение приемами анализа и синтеза объекта и его свойств;

· использование индуктивного умозаключения;

· выведение следствий из определения понятия;

· умение приводить контрпримеры.

Работа с любым учебным заданием требует развития регулятивных умений. Одним из наиболее эффективных заданий на развитие таких умений являются текстовые задачи, в частности практико-ориентированные задачи. На уроках математики  можно формировать следующие регулятивные УУД:

· умение выделять свойства в изучаемых объектах и дифференцировать их;

· овладение приемами контроля и самоконтроля усвоения изученного;

· работа по алгоритму, с памятками, правилами – ориентирами по формированию общих приемов учебной деятельности по усвоению математических понятий.

Наряду с этой всем очевидной ролью математики важной является и задача формирования коммуникативных УУД.  В курсе математики можно выделить два тесно взаимосвязанных направления развития коммуникативных умений:

 · развитие устной научной речи;

  ·развитие комплекса умений, на которых базируется грамотное эффективное взаимодействие.

 Формирование личностных УУД реализуется через взаимодействие с математическим содержанием и учит уважать и принимать чужое мнение.

 Сформулируем личностные УУД, формируемые средствами математики:

·формирование ценностных ориентаций (саморегуляция, стимулирование, достижение);

· формирование математической компетенции.

Вопрос, связанный с технологической картой урока также сегодня актуален для учителей. Должен учитель на каждый урок разрабатывать технологическую карту урока?

Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо разобраться, что такое технологическая карта и чем она отличается от традиционного плана урока.

Технологическая карта урока – современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся, направленного на получение знаний в процессе  формирования универсальных учебных действий у учащихся. Задача технологической карты – отразить этот процесс.

Очень важно вдумчиво разработать характеристики деятельности учителя и учащихся и результаты каждого этапа.

Какая проведена работа по внедрению ФГОС при обучении математике в 5 – 6 классах в нашей школе?

В сентябре 2014 года проведена стартовая  диагностика усвоения программы начальной школы по математике. Диагностическая  работа  охватывала учебный материал, изученный в  начальной школе. Средняя оценка в 6а классе составляет 3,9. Чтобы проследить за качеством усвоения определённых тем по предмету,  мы составляем таблицу индивидуальныых успехов в освоении  предметных компетенций в учебной деятельности. В этой таблице наглядно можно увидеть оценки за самостоятельные и контрольные работы. Для меня эта таблица очень важна, потому что я вижу, кто усвоил эту тему, а с кем нужно еще дополнительно поработать. Ученикам, у которых есть пробелы в усвоении данной темы, даю индивидуальные задания, прикрепляю к ним учеников,которые справились с данной темой на отлично. Именно работа в паре дает положительный результат в усвоении предметных компетенций.

Более наглядную картину выполнения контрольных и самостоятельных работ каждым учеником дает таблица анализа индивидуальных успехов в освоении  предметных компетенций в учебной деятельности. Такой анализ я считаю необходим каждому учителю, кто работает по ФГОС. Эта таблица позволяет видеть учителю предметные результаты каждого ученика в каждом задании. Например, рассмотрим контрольную работу №1. В первом задании проверяется умение читать и записывать натуральные числа. Из таблицы видно, что с этим заданием справились все. Заданием 5 уже не все справились,  потому что это задание повышенной сложности.

С целью отслеживания процесса развития метапредметных УУД учащихся  5а класса в конце прошлого учебного года был проведен мониторинг развития регулятивных, коммуникативных, личностных,  познавательных УУД.

Оцениваемое регулятивные УУД:

1) умение определять цели урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения;

2) умение организовать выполнение заданий согласно инструкции учителя;

3) умение анализировать результаты своей работы на уроке, умение представлять результаты своей работы.

Регулятивными универсальными учебными действиями владеют на базовом уровне 41% учащихся 5а класса, на среднем – 50%, на высоком – 9%.

Оцениваемые коммуникативные УУД:

1) умение  воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя;

2) умение аргументировать свою точку зрения;

3) овладение навыками выступлений перед аудиторией.

Результаты развития коммуникативных универсальных учебных действий по классу: базовый уровень- 41%, выше среднего - 41%, высокий - 18%.)

Оцениваемые личностные УУД:

1)умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи;

2) понимать  смысл поставленной задачи, приводить примеры и контрпримеры;

3)развитие  находчивости, активности при решении математических задач.

Результаты развития личностных универсальных учебных действий по классу: базовый уровень – 50%, выше среднего - 50%

Оцениваемые познавательные УУД:1) умение работать с различными источниками информации, работать с текстом, выделять в нем главное

2) умение формулировать определения и понятия

3) умение выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач, устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками, проводить сравнение объектов

Результаты развития познавательных универсальных учебных действий по классу: базовый уровень -32%, выше среднего -59%,  высокий -9%.

Для формирования всех выделенных УУД я применяю элементы проблемного и дифференцированного обучения, здоровьесберегающие и информационные технологии, метод проектов. На уроках интерес поддерживаю подборкой задач, приближенных к современной тематике, к жизненному опыту детей, это служит мотивом для решения предлагаемых задач.

При закреплении материала, совершенствовании знаний, умений и навыков  практикую самостоятельную работу. Также  использую фронтальный опрос, эта форма работы развивает речь, способность работать в быстром темпе. Использование  комментированных упражнений помогает «опережать» возможные ошибки. С учащимися, которые усвоили обязательный уровень, организовываю работу в парах, группах. Им предлагаются более сложные задачи. С остальными учащимися в это время отрабатываются алгоритмы решения простейших задач. 

Для подготовки к зачету предлагается перечень вопросов и практических задач. Каждый ученик может оценить свои знания по изученной теме, что способствует развитию правильной самооценке.

Хочется сказать несколько слов об учебнике, по которому я работала в 5 классе. Это учебник для 5 класса под редакцией В. В. Козлова и А. А. Никитина, выпущенный в издательстве «Русское слово» Но в этом учебном году мы перешли на другой учебник, потому что:

1)        теоретический материал труден для понимания пятиклассников;

2)        большое количество терминов, определений;

3)        очень  много геометрии;

4)        в учебнике нет ни одной текстовой задачи и уравнения.

В этом учебном году работаем по учебнику Н.Я.Виленкина и др. По данному учебнику составлена рабочая программа на основе федерального государственного образовательного стандарта. Рабочая программа состоит из пояснительной записки,  в которой дается общая характеристика учебного предмета, место учебного предмета. Раскрывается содержание ценностных ориентиров содержания учебного предмета. В программе расписываются личностные, метапредметные и предметные результаты. Самое важное место в рабочей программе составляет календарно – тематическое планирование, в котором отражаются темы, тип урока, деятельность ученика и предметные, метапредметные и личностные результаты по каждому уроку.

Немаловажное значение в условиях внедрения и реализация ФГОС имеет внеурочная деятельность. Учителем математики Турхановой Н.Е. разработана и реализуется программа внеурочной деятельности «Сила колеса», позволяющая учащимся познакомиться с различными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением, закрепляет интерес учащихся к познавательной деятельности, способствует развитию мыслительных операций, интеллектуальному развитию.

Работая второй год  по внедрению ФГОС ООО, я заметила такие положительные моменты:

n                 изменился характер деятельности учащихся;

n                 повысилась доля самостоятельной работы учащихся;

n                 больше возможностей применять знания при выполнении практико-ориентированных заданий;

n                 снизилась тревожность, повысилась мотивация к учению.

n                 изменилась роль учителя на уроке.

Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм – главный ресурс, без которого невозможно воплощение новых стандартов школьного образования.