Методические и технологические аспекты преподавания математики в условиях реализации ФГОС основного общего образования
Федеральный государственный общеобразовательный стандарт (ФГОС) занимает одно из ведущих мест в системе приоритетов государственной политики в сфере образования. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года он рассматривается как инструмент инновационного развития образования.
Наша Янтиковская школа является экспериментальной пилотной площадкой по внедрению ФГОС основного общего образования. В прошлом учебном году начата работа по обработке системы преподавания по стандартам второго поколения. Рассмотрим особенности преподавания математики в условиях введения и реализации ФГОС. С введением ФГОС произошло общее изменение модели образования:
ü цель школьного образования – научить учиться;
ü включение содержания обучения в контекст решения жизненных задач;
ü целенаправленная организация и планомерное развитие учебной деятельности;
ü признание решающей роли учебного сотрудничества в достижении учебных целей.
В связи с этим требования к уроку математики в условиях ФГОС можно представить следующим образом:
ü самостоятельная работа учащихся на всех этапах урока;
ü учитель выступает в роли организатора, а не информатора;
ü обязательная рефлексия каждого из учащихся на уроке:
ü восстанавливает ход урока;
ü анализирует свою деятельность или деятельность товарищей;
ü формулирует свои впечатления
ü высокая степень речевой активности учащихся.
Таким образом, при подготовке к занятиям учителю следует продумать следующие аспекты:
· как осуществить проблемный подход к изучению учебного материала?
· как организовать активную познавательную деятельность обучающихся?
· какими способами провести рефлексию деятельности?
Еще одной существенной проблемой для учителя становится определение ресурсов своего предмета в формировании и совершенствовании УУД: в каких учебных темах, какими средствами формировать те или иные УУД. Математика направлена, прежде всего, на развитие познавательных УУД. На уроках математики можно формировать следующие познавательные УУД:
· моделирование;
· использование знаково-символической записи математического понятия;
· овладение приемами анализа и синтеза объекта и его свойств;
· использование индуктивного умозаключения;
· выведение следствий из определения понятия;
· умение приводить контрпримеры.
Работа с любым учебным заданием требует развития регулятивных умений. Одним из наиболее эффективных заданий на развитие таких умений являются текстовые задачи, в частности практико-ориентированные задачи. На уроках математики можно формировать следующие регулятивные УУД:
· умение выделять свойства в изучаемых объектах и дифференцировать их;
· овладение приемами контроля и самоконтроля усвоения изученного;
· работа по алгоритму, с памятками, правилами – ориентирами по формированию общих приемов учебной деятельности по усвоению математических понятий.
Наряду с этой всем очевидной ролью математики важной является и задача формирования коммуникативных УУД. В курсе математики можно выделить два тесно взаимосвязанных направления развития коммуникативных умений:
· развитие устной научной речи;
·развитие комплекса умений, на которых базируется грамотное эффективное взаимодействие.
Формирование личностных УУД реализуется через взаимодействие с математическим содержанием и учит уважать и принимать чужое мнение.
Сформулируем личностные УУД, формируемые средствами математики:
·формирование ценностных ориентаций (саморегуляция, стимулирование, достижение);
· формирование математической компетенции.
Вопрос, связанный с технологической картой урока также сегодня актуален для учителей. Должен учитель на каждый урок разрабатывать технологическую карту урока?
Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо разобраться, что такое технологическая карта и чем она отличается от традиционного плана урока.
Технологическая карта урока – современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся, направленного на получение знаний в процессе формирования универсальных учебных действий у учащихся. Задача технологической карты – отразить этот процесс.
Очень важно вдумчиво разработать характеристики деятельности учителя и учащихся и результаты каждого этапа.
Какая проведена работа по внедрению ФГОС при обучении математике в 5 – 6 классах в нашей школе?
В сентябре 2014 года проведена стартовая диагностика усвоения программы начальной школы по математике. Диагностическая работа охватывала учебный материал, изученный в начальной школе. Средняя оценка в 6а классе составляет 3,9. Чтобы проследить за качеством усвоения определённых тем по предмету, мы составляем таблицу индивидуальныых успехов в освоении предметных компетенций в учебной деятельности. В этой таблице наглядно можно увидеть оценки за самостоятельные и контрольные работы. Для меня эта таблица очень важна, потому что я вижу, кто усвоил эту тему, а с кем нужно еще дополнительно поработать. Ученикам, у которых есть пробелы в усвоении данной темы, даю индивидуальные задания, прикрепляю к ним учеников,которые справились с данной темой на отлично. Именно работа в паре дает положительный результат в усвоении предметных компетенций.
Более наглядную картину выполнения контрольных и самостоятельных работ каждым учеником дает таблица анализа индивидуальных успехов в освоении предметных компетенций в учебной деятельности. Такой анализ я считаю необходим каждому учителю, кто работает по ФГОС. Эта таблица позволяет видеть учителю предметные результаты каждого ученика в каждом задании. Например, рассмотрим контрольную работу №1. В первом задании проверяется умение читать и записывать натуральные числа. Из таблицы видно, что с этим заданием справились все. Заданием 5 уже не все справились, потому что это задание повышенной сложности.
С целью отслеживания процесса развития метапредметных УУД учащихся 5а класса в конце прошлого учебного года был проведен мониторинг развития регулятивных, коммуникативных, личностных, познавательных УУД.
Оцениваемое регулятивные УУД:
1) умение определять цели урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения;
2) умение организовать выполнение заданий согласно инструкции учителя;
3) умение анализировать результаты своей работы на уроке, умение представлять результаты своей работы.
Регулятивными универсальными учебными действиями владеют на базовом уровне 41% учащихся 5а класса, на среднем – 50%, на высоком – 9%.
Оцениваемые коммуникативные УУД:
1) умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя;
2) умение аргументировать свою точку зрения;
3) овладение навыками выступлений перед аудиторией.
Результаты развития коммуникативных универсальных учебных действий по классу: базовый уровень- 41%, выше среднего - 41%, высокий - 18%.)
Оцениваемые личностные УУД:
1)умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи;
2) понимать смысл поставленной задачи, приводить примеры и контрпримеры;
3)развитие находчивости, активности при решении математических задач.
Результаты развития личностных универсальных учебных действий по классу: базовый уровень – 50%, выше среднего - 50%
Оцениваемые познавательные УУД:1) умение работать с различными источниками информации, работать с текстом, выделять в нем главное
2) умение формулировать определения и понятия
3) умение выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач, устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками, проводить сравнение объектов
Результаты развития познавательных универсальных учебных действий по классу: базовый уровень -32%, выше среднего -59%, высокий -9%.
Для формирования всех выделенных УУД я применяю элементы проблемного и дифференцированного обучения, здоровьесберегающие и информационные технологии, метод проектов. На уроках интерес поддерживаю подборкой задач, приближенных к современной тематике, к жизненному опыту детей, это служит мотивом для решения предлагаемых задач.
При закреплении материала, совершенствовании знаний, умений и навыков практикую самостоятельную работу. Также использую фронтальный опрос, эта форма работы развивает речь, способность работать в быстром темпе. Использование комментированных упражнений помогает «опережать» возможные ошибки. С учащимися, которые усвоили обязательный уровень, организовываю работу в парах, группах. Им предлагаются более сложные задачи. С остальными учащимися в это время отрабатываются алгоритмы решения простейших задач.
Для подготовки к зачету предлагается перечень вопросов и практических задач. Каждый ученик может оценить свои знания по изученной теме, что способствует развитию правильной самооценке.
Хочется сказать несколько слов об учебнике, по которому я работала в 5 классе. Это учебник для 5 класса под редакцией В. В. Козлова и А. А. Никитина, выпущенный в издательстве «Русское слово» Но в этом учебном году мы перешли на другой учебник, потому что:
1) теоретический материал труден для понимания пятиклассников;
2) большое количество терминов, определений;
3) очень много геометрии;
4) в учебнике нет ни одной текстовой задачи и уравнения.
В этом учебном году работаем по учебнику Н.Я.Виленкина и др. По данному учебнику составлена рабочая программа на основе федерального государственного образовательного стандарта. Рабочая программа состоит из пояснительной записки, в которой дается общая характеристика учебного предмета, место учебного предмета. Раскрывается содержание ценностных ориентиров содержания учебного предмета. В программе расписываются личностные, метапредметные и предметные результаты. Самое важное место в рабочей программе составляет календарно – тематическое планирование, в котором отражаются темы, тип урока, деятельность ученика и предметные, метапредметные и личностные результаты по каждому уроку.
Немаловажное значение в условиях внедрения и реализация ФГОС имеет внеурочная деятельность. Учителем математики Турхановой Н.Е. разработана и реализуется программа внеурочной деятельности «Сила колеса», позволяющая учащимся познакомиться с различными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением, закрепляет интерес учащихся к познавательной деятельности, способствует развитию мыслительных операций, интеллектуальному развитию.
Работая второй год по внедрению ФГОС ООО, я заметила такие положительные моменты:
n изменился характер деятельности учащихся;
n повысилась доля самостоятельной работы учащихся;
n больше возможностей применять знания при выполнении практико-ориентированных заданий;
n снизилась тревожность, повысилась мотивация к учению.
n изменилась роль учителя на уроке.
Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм – главный ресурс, без которого невозможно воплощение новых стандартов школьного образования.