Уважаемые участники конференции!
Янтиковская средняя школа на протяжении многих лет старается идти в ногу со временем. В условиях модернизации системы образования своей главной задачей мы считаем предоставление каждому участнику образовательного процесса возможностей для реализации интеллектуальных и творческих способностей, формирования потребности в непрерывном самообразовании, развития культуры здоровья, способности к социальной адаптации, формирования активной гражданской позиции.
Школа является ресурсным инновационным образовательным учреждением, реализующим общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Постоянно обновляющаяся материально-техническая база, успешно работающий коллектив педагогов создаёт все условия для обеспечения современного качественного и доступного образования.
Безусловно, данный проект стал большим подспорьем в реализации наших задач.
Улучшается материально-техническая база школы. В рамках модернизации общего образования в 2011 году приобретено оборудование для столовой на сумму 16736 руб., учебно-лабораторное оборудование на сумму 70000 руб. (интерактивная доска и проектор), медицинское оборудование на сумму 33110 руб., спортивное оборудование в 2011 году на сумму 110510 руб. и в 2012 году на сумму 202136 руб., АРМ для учителей 1-х классов 181647 руб.
В 2011 году проведено энергетическое обследование школы на сумму 77490 руб. Потребление электроэнергии за аналогичный период 2011 и 2012 годов снизилось на 14420 квт/ч. Экономия за 1 квартал составила 58486 рублей.
Ведется работа по созданию универсальной безбарьерной среды в рамках программы «Доступная среда». На капитальный ремонт школы для комфортного пребывания детей-инвалидов и на приобретение необходимого оборудования для организации обучения выделено 2747400 рублей.
В школе обучаются дети из 16 населенных пунктов Янтиковского района. Подвоз 186 детей осуществляется на двух школьных автобусах из 6 населенных пунктов. В 2011 году школа получила новый автобус на 22 места на сумму 1097900 руб.
Пополняется фонд школьной библиотеки. В 2012 году поступили учебники для учащихся начальных классов. Обеспеченность учебниками составляет в 1-2 классах - 100%, в 3-4 классах - 90%.
В школе создаются все условия для обучения по новым образовательным стандартам.
Как директор школы, я понимаю, что в процессе современного непрерывного образования, предполагающего постоянное обновление, должны участвовать только квалифицированные педагогические кадры, поэтому все 48 учителей нашей школы имеют высшее профессиональное образование, из них высшую квалификационную категорию имеют 12, первую - 35 педагогов. Среди учителей школы Заслуженные учителя РФ и ЧР, Почетные работники общего образования, обладатели грантов Президента Российской Федерации и премий главы администрации Янтиковского района «Призвание».
В 2011-2012 учебном году 18 (37,5%) педагогов школы повысили свою квалификацию в форме курсов, семинаров, круглых столов республиканского, межрегионального и федерального уровней. Однако, чаще всего это курсы и семинары на базе ЧРИО. Хотелось бы расширить и географические границы при повышении квалификации и уровень, так как только непрерывное образование может привести учителя в новое состояние психологической готовности к работе, поднять на новый уровень мастерства и культуры.
Все учителя - активные участники многочисленных конкурсов профессионального мастерства различных уровней. 10 учителей – победители и призеры районного конкурса методической продукции, 2 – призеры республиканского этапа конкурса. Два педагога признаны призерами окружного этапа Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя». Один педагог – победитель республиканского конкурса "Лучший элективный курс для профильного обучения "Будущее Чувашии в инновационном мышлении", один – победитель VII Республиканского фестиваля педагогических идей учителей-словесников "Открытый урок", один – победитель Республиканского фестиваля педагогических идей учителей технологии и педагогических работников НПО и СПО ЧР, один учитель – призер в двух номинациях VI республиканского методического фестиваля "Лучшие уроки географии", призер I Республиканский фестиваль "Открытый урок химии" и т.д.
Состав педагогических кадров остается стабильным на протяжении многих лет. Средняя учебная нагрузка учителя составляет 24,5. К сожалению, на сегодняшний день в школе отсутствует учитель музыки. Вакансия была объявлена, в Чувашский педагогический университет была подана заявка. Однако, проделанная работа пока не увенчалась успехом. Ни для кого не секрет, что средний возраст учителей во всех школах района оставляет желать лучшего. Одной из задач школы является привлечение молодых учителей. За последние годы на работу не поступало ни одного молодого специалиста. Это проблемы, над которыми мы будем работать.
Главными критериями выбора профессии молодыми людьми являются востребованность на рынке труда и, безусловно, размер заработной платы. Сегодня, благодаря модернизации образования и усилиям органов власти, мы наблюдаем обнадеживающую картину. Средняя зарплата учителей школы в 2011 году составила 11644 руб. За 6 месяцев 2012 года – 15186 руб. Повышение зарплаты произошло на 30,4%. На сегодня соотношение педагогических работников и прочего персонала в школе можно сказать оптимальное: 66% и 34%, но есть еще возможность оптимизации.
Кропотливый и упорный труд наших учителей помогает стать людьми с большой буквы и реализовать свои таланты и возможности сотням наших выпускников. Это они – главный результат нашей работы. Но можно остановиться и на некоторых цифрах.
Результаты государственной (итоговой) аттестации выпускников 9- и 11-х классов почти по всем предметам выше республиканских и районных. Средний балл по обязательным предметам составил:
- в 9-х классах: по математике - 4,58 (по ЧР – 4,01), по русскому языку – 4,3 (по ЧР – 4,05);
- в 11-х классах: по математике – 51,56 (по ЧР – 49,65, по району – 46,32), по русскому языку – 71,67 (по ЧР – 65,31, по району – 62,3). На экзамене по русскому языку 1 выпускница набрала 100 баллов. К сожалению, 1 выпускник не смог сдать обязательный экзамен по математике и не получил аттестат. Есть серьезный повод для анализа работы и выводов.
В докладе Министра образования и молодежной политики Чувашской Республики на августовской конференции была поставлена задача ЕГЭ без двоек. Одной из важных задач школы стала работа по самоопределению учащихся. В школе ведется качественная предпрофильная подготовка, уже в в среднем звене функционируют классы с углубленным изучением предметов естественнонаучного цикла, на старшей ступени организовано профильное обучение по физико-математическому, естественнонаучному и социально-экономическому профилям. В 2012 – 2013 учебном году мы открываем инженерную группу. Эффективность профильного обучения подтверждают следующие цифры: экзамены по физике в форме ЕГЭ выбрали 100% выпускников физико-математического профиля, по биологии – 100% и по химии – 76,9% - выпускников естественнонаучного профиля и по обществознанию – 72,7% - выпускников социально-экономического профиля; 85,7% нынешних выпускников поступили для продолжения обучения в учреждения образования по соответствующему профилю.
Одним из направлений деятельности школы является целенаправленная работа с одаренными детьми. Высокий уровень профессионального мастерства педагогов способствует воспитанию учащихся, достигающих стабильно высоких, положительных результатов в обучении, являющихся победителями и призерами интеллектуальных конкурсов и олимпиад различных уровней. В 2011-2012 учебном году в базу «Одаренные дети» входило 174 имени.
В целях развития одаренности учащихся школа направляет учащихся на различные стажировки и конкурсы. Осенью учащиеся школы прошли стажировку во Всероссийском лагере для творчески одаренных детей г. Заречный Пензенской области в рамках федерального проекта. Дети приняли участие в 2-х сменах. Команда кадетского класса приняла участие во Всероссийском слете юных патриотов России в г. Курск, где заняла 4 место.
Ежегодно учащиеся школы становятся победителями и призерами всех этапов Всероссийской олимпиады школьников по общеобразовательным предметам. На муниципальном этапе в истекшем учебном году учащимся школы удалось одержать 23 победы (1 место) (2010-2011 – 23) и завоевать 99 призовых мест (2 и 3 места) (2010-2011 – 100). Процент результативности участия составил 57,8% (2010-2011 – 58,6%). В рейтинге школ по результативности участия в муниципальном этапе школа занимает 1 место.
В заявку на участие в республиканском этапе Всероссийской олимпиады школьников попало 45 участников - представителей Янтиковской СОШ, что составило 56,96% от общего количества муниципальной заявки. (79 человек). Учащимися школы на республиканском этапе удалось одержать 4 победы и завоевать 4 призовых места.
Показав такой высокий результат на республиканском этапе, учащиеся Янтиковской СОШ смогли принять участие в заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников: на олимпиаде по биологии участвовали 2 учащихся школы, по экологии – 2 учащихся. На заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников по экологии Александров Алексей, ученик 10Б класса, стал призером, а на олимпиаде по биологии получил поощрительный приз «За самую лучшую практическую работу по зоологии».
В целях улучшения качества подготовки к предметным олимпиадам и изучения запросов самих детей в школе было проведено анкетирование участников республиканского этапа олимпиад. 57% опрошенных считают, что они хорошо подготовились к олимпиадам, при чем треть считают, что в этом им помог учитель. На втором и третьем месте ресурсы Интернета и школьной библиотеки. Среди причин, помешавших им достичь лучших результатов, дети называют сложные задания олимпиады, усталость и недостаток силы воли, что имеет место, так как при анализе выясняется что на нескольких олимпиадах участвуют одни и те же ученики. В муниципальном этапе 1 из учеников нашей школы участвовал на 12 олимпиадах, в среднем 1 ученик участвовал на 2,9 олимпиадах. Но есть и примеры результативного участия: 1 ученица участвовала в 6 олимпиадах муниципального этапа и на всех одерживала победу или становилась призером, и в 4-х республиканского этапа, в 2-х она стана победителем.
Одной из проблем в работе с одаренными детьми мы считаем отсутствие системы раннего выявления одаренности. Не на должном уровне у нас взаимодействие с дошкольными образовательными учреждениями. В течение уже ряда лет в начальном звене школы ведется обучение по учебно-методическому комплекту «Школа — 2100». Существует и программа «Детский сад – 2100». Нам бы хотелось, чтобы хотя бы в одной группе в детском саду в режиме эксперимента воспитатели попробовали проводить занятия по этой программе. Тогда мы сможем работать в тесном сотрудничестве.
В заключение хочу сказать, что благодаря заботе государства в школе происходит много положительных изменений, а наш педагогический коллектив делает всё возможное, чтобы упрочить имидж школы как образовательного учреждения инновационного типа, потому что запросы общества на высокий уровень образования должны быть оправданы.
В преддверии нового учебного года желаю участникам августовской педагогической конференции здоровья, удачи, новых успехов к вершинам компетентности. Я не утверждаю, что в настоящее время легко и просто повысить планку требований к учителю и руководителю школы, но всегда соглашаюсь с суждением классика:
«Лучшее время не позади нас» (Н. С. Лесков), — и строчками недавно ушедшего поэта Андрея Вознесенского:
Я не знаю, как остальные,
Но я чувствую жесточайшую
Не по прошлому ностальгию -
Ностальгию по настоящему…
Настоящему творчеству, настоящему обновлению, настоящему делу…
А оно, слава Богу, у нас есть всегда. Школа — это ценность вечная!