В 9-х классах проведено анкетирование по профориентации

 

В феврале 2012 года в школе было проведено анкетирование учащихся 9-х классов по профориентации. В анкетировании приняли участие 48 учащихся 9-х классов: 9А – 25, 9К – 23. Учащимся предложено было ответить на 8 вопросов, которые раскрывают их планы на последующую образовательную траекторию, выбор профиля, профессии, интересы образовательных областей.

По итогам анкетирования выяснилось, что 79,2 % учащихся хотели бы продолжить учебу в школе, 10,4 % учащихся хотят учиться в колледже, 8,3 % - в техникуме, 2,1 – в ПТУ. Самым популярным профилем оказался социально-экономический. На нем остановили свой выбор 39,6% опрошенных. Второе место поделили сразу три профиля: физико-математический, социально-технологический и естественнонаучных. Их выбрали по 14,6 % учащихся. 8,3 % опрошенных остановили свой выбор на оборонно-технологическом профиле и 4,2 % - на гуманитарном. У 4,2 %  опрошенных данный вопрос вызвал затруднения. Никто не выбрал следующие предложенные профили: филологический, агротехнологический, художественный. Также никто не пожелал обучаться в универсальном классе.

Учащимся было предложено на выбор 16 сфер общественной деятельности, в которых им хотелось бы проявить себя. Самым популярным стал ответ «социальная сфера», его выбрали 13 учащихся. Далее по популярности стали такие ответы как «защита отечества» (8), «сфера культуры и искусства» (6), «связь» (5), «медицина» (5), «спорт» (5). Никто не выбрал сферы бытового обслуживания и сельского хозяйства.  

С выбором своей будущей профессии определилась половина опрошенных детей.  Среди тех, кто дал отрицательный ответ, сказали, что не определись с выбором, потому что мало знают о профессиях (21%), плохо знают свои возможности (10%), не задумывались над этим (8%), надеются на случай (4%). 6% опрошенных учащихся не смогли указать причину, по которой пока еще не определились с будущей профессией.

В рейтинге профессий, по ответам девятиклассников, лидирующую позицию занимает профессия программиста. Далее учащиеся выбрали профессии экономиста, военного, юриста, врача.

Среди факторов, которые влияют на выбор будущей профессии учащихся, самым популярным стал «родители и другие родственники». Среди других причин большинство учащихся дают такой ответ: «никто не влияет, я сам выбрал» (16).

Самыми важными характеристиками профессии, по мнению детей, являются возможность стать самостоятельным и возможность получить образование. Причем из числа тех, кто считает, что профессия дает возможность получить образование 68,8 % считают, что оно должно быть высшим, 25 % - средне-специальным, 6,2 – средним. Второй по рейтингу характеристикой стала «будет отвечать моим интересам». У этой характеристики нет отрицательных оценок, то все опрошенные считают, что в какой-то степени профессия должна отвечать интересам человека. По мнению детей, профессия в меньшей степени должна быть романтической, и лишь немногие выбирают профессию потому, что ее имеет авторитетный для них человек.

Большинство учащихся определились с выбором своей дальнейшей образовательной траектории. Однако, еще остаются дети, которые не представляют чем будут заниматься во взрослой жизни и что им необходимо для успешности. С такими детьми будет вестись дальнейшая систематическая профориентационная работа. В данной работе основное внимание уделяется воспитательному и развивающему подходам. Учитываются не только развивающие качества ребенка и меняющиеся требования к профессии, но и изменения в самом обществе, где на первый план выходит идея жизненного и профессионального «успеха».