Итоги 2 четверти 2011-2012 учебного года в начальной школе

- Добрый вечер, уважаемые родители, коллеги, гости!

 

Целью образовательного процесса в начальной школе является развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться.

 

Приоритетом начального общего образования является формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения.

 

В своем выступлении я познакомлю вас с итогами 2 четверти 2011-2012 учебного года в начальной школе.

 

Обучение в начальных классах нашей школы ведётся по 2-м программам: «Школа России» и «Школа «2100». Все учителя начальной школы имеют высшее педагогическое образование, первую  квалификационную категорию.

 

Во 2 четверти во 2-4 классах нашей школы аттестовано 184 ученика.

 

Качество по начальной школе за 2 четверть составило 55%, уровень обченности 99 %. Из них 23 отличника, 72 ударника. И к сожалению, есть один неуспевающий ученик во 2Б классе.

 

Теперь отдельно остановимся на каждой параллели.

 

Уровень обученности в классе 100%, если  ни у кого из учащихся нет «2» по итогам четверти. Как вы видите из диаграммы, уровень обученности во 2А составляет 100%, во 2Б – 96%. Качество знаний зависит от количества отличников и ударников в классе. Во 2А качество знаний составило 72%, а во 2Б – 27. Есть во вторых классах и небольшой резерв: так во 2А с одной «4» закончили четверть 3 ученика. А с одной «3» - 8 учащихся.

 

Третьих классов у нас три. Во всех трех – уровень обученности составил 100%. Качество знаний выросло по сравнению с 1 четвертью: в 3А – с 73 до 77, в 3Б – с 30 до 40,в 3В – с 42 до 47. Также два ученика в 3А имеют всего одну «4» и одна ученица одну «3» по английскому языку, в 3Б – один ученик – всего одну «4» по чувашскому и в 3В с одной «3» одна ученица по английскому языку и два – по русскому.

 

Во всех трех четвертых классах качество знаний по сравнению с 1 четвертью оказалось на разных уровнях: в 4А – оно понизилось на 5%, в 4Б – осталось на прежнем уровне, а в 4В – повысилось на 9%. И снова есть резерв: с одной «3» в 4А классе один ученик по английскому языку, с одной «4» в 4В классе – 1 ученик и с одной «3» в 4В классе – 2 ученика снова по английскому языку.

 

Учителя начальных классов нашей школы проводят системную работу с одаренными детьми. Задача школы - поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.

 

Выявление одаренных детей начинается именно в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей речи, памяти, логического мышления.

 

Одаренные дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; обладают доминирующей активной познавательной потребностью; испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.

 

Интеллектуальные игры, конкурсы и конференции различного уровня для учащихся называют «стартом в науку, в  жизнь», и подготовку к этому самому старту педагоги нашей школы начинают именно в начальной школе.

 

В 1 полугодии учебного года в школе и в районе также прошли интеллектуальные игры младших школьников по 5 предметам. На школьном этапе приняли участие  69 учащихся 3-4 классов. Из них 9 стали победителями, 24 призерами.

 

На районном этапе хорошо выступили следующие учащиеся: Фирсов Никита – 3 место (математика), Автономов Константин – 1 место (математика), Виноградов Михаил – 2 место (математика), Малова Елена – 1 место (русский язык), Масленникова Карина – 2 место (русский язык), Григорьева Кристина – 2 место (русская литература).

 

Еще родителям необходимо знать, что в начальной школе проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской деятельностью:

 

• навык осознанного  чтения  в определенном темпе (вслух и про себя);

 

• умения выразительно читать и пересказывать текст, учить наизусть стихотворение, прозаическое произведение.

 

Следует особо подчеркнуть, что «чтение — это не только тот предмет, которым надо успешно овладеть ребенку, но и тот, посредством которого он будет осваивать другие дисциплины, добывать знания по всем другим предметам»*.

 

5-13 декабря 2011 года, согласно плану внутришкольного контроля в начальных классах школы, была проведена проверка техники чтения обучающихся 1-4 классов.

В результате проверки выяснилось следующее:

В 1А классе 22 ученика 55% читают целыми словами, 41% - по слогам. Выразительно читают 18 учащихся из 22, все читающие учащиеся понимают прочитанный текст. На «5» справились 82% учащихся, на «4» – 14 %, на «2» - 4%. Лучше всех читают Васильев Владимир (92 слова), Александров Данил (70 слов) и Порфирьева Екатерина (54 слова).

Из 20 обучающихся 1Б класса на «5» справились 40%, на «4»-  5%, на «3» - 25%, на «2» - 30%. Лучше всех читают Лаптакова Диана (39 слов), Кабартов Дмитрий (37) и Шалыгина Анастасия (26).  

Из 14 учащихся 1В класса в норму не укладывается 1 учащийся. 9 учащихся читают по нормам на «5» , на «4» - двое, на «3» - один. На первом месте Митрофанов Алексей, на втором – Чайникова Александра, на третьем – Васильев Никита.

Во 2А лучше всех читают Табаев Сергей (97), Сысоева Валерия (90), Лисова Яна (89). Во 2Б классе лучше всех читают Федорова Ксения (105 слов), Петров Павел и Александрова Г. (68 слов), Кузьмин Артем (64 слова). В нормы укладываются все, кроме одного учащегося. Понимают прочитанное лишь 73% учащихся. Из 25 учащихся 72% читают целыми словами, остальные по слогам.

В 3А классе Навыки осознанного, правильного, выразительного и беглого чтения показали почти все. 73% учащихся получили отличные отметки, лучше всех справились с заданием Николаев Иван и Петров Леонид (138 слов), на 2 месте Малова Елена (120 слов), на третьем – Хвостова Анастасия и Медведева Камилла (110 слов).

В 3Б классе (учитель Ларионова Э.Н.) лучше всех читают Толкова Ангелина (126 слов), Абржина Ванесса (110 слов) и Феофанов Максим (103 слова). Справились с заданием все, кроме двоих, но 45% учащихся до сих пор читают по слогам.

В 3В классе с нормами справились все, кроме одного ученика. Лучше всех читают Никонов Евгений (133), Казакова Карина (102), Иванова Ольга (100).

21 из 22 обучающихся 4 А класса справились с заданием. Все 100% читают целыми словами и выразительно. На «5» норматив по темпу чтения выполнили 11 учащихся, на «4» - шестеро, на «3» - четверо. Лучше всех справились Федоров Александр (144), Григорьева Кристина и Захарова Людмила (133) и Владимирова Анастасия (127).

В 4 Б классе с заданием не справились трое. На «4» и «5» справились соответственно 70% учащихся. Все учащиеся понимают прочитанный текст.  Лучше всех в классе читают Петрова Кристина (160 слов), Грабовенко Кирилл и Федорова Диана (158), Автономов Константин и Лисова Алина (145 слов).

В 4В классе справились все. На «5» - 38%, на «4» - 19%, на «3» - 43%. Все читают целыми словами. Лучше всех справились Баланаев Николай (120 слов), Васильев Николай (118), Лаптина Ан. И Романов Кирилл (109).

 

Одновременно с проверкой техники чтения был проведен анализ посещаемости детьми 1-4 классов школьной библиотеки. Приведенная таблица дает представление о количестве в каждом классе учеников, постоянно посещающих школьную библиотеку.

 

Анализируя итоги четверти, мы, педагоги, понимаем, что одним из путей совершенствования процесса обучения является выполнение учащимися домашних заданий. Своевременное выполнение домашних заданий в каждом классе - одно из необходимых условий успешного усвоения учащимися программного материала. И в этом, безусловно, нам должны помочь вы, уважаемые родители.

 

По советам психологов приступить к выполнению домашнего задания лучше всего через час-полтора после возвращения из школы.  

 

Время выполнения домашних заданий не должно превышать санитарно-гигиенические нормы, предусмотренные для учащихся школы. Домашние задания даются учащимся с учетом возможности их выполнения в следующих пределах: в 1-м классе (со второго полугодия) - до 1 ч, во 2-м - до 1,5 ч, в 3-4-м - до 2,5 ч, в 5-6-м - до 2,5 ч, в 7-8-м - до 3 ч, в 9-11-м - до 4 ч.

 

Великий педагог Антон Семенович Макаренко сказал: "Наши дети - это наша старость. Правильное воспитание - это наше счастливая старость; плохое воспитание - это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной". Так, давайте воспитывать наших детей трудолюбивыми людьми, а учеба - это главный труд учащихся. И успехи в учебе напрямую зависят от качественного выполнения домашних заданий.