Демонстрационные эксперименты с использованием оборудования, Л.Н. Самсонова, С.И. Зайцева, учителя физики

  Хороший результат от работы будет тогда, когда ученик занимается осознанно, когда ему интересно изучать предмет, когда он своими глазами увидит, а еще лучше своими руками проделает физический эксперимент. Для этого в нашей школе созданы все условия. Кабинет физики оснащен компьютером. Он обеспечивает учебный процесс всеми видами и формами  информации, позволяет гибко моделировать новые типы и формы уроков и внеурочных занятий. Появление компьютера заставило по- новому взглянуть на учебный процесс. Нам пришлось освоить компьютер, определить свое место в учебном процессе. Преимущество уроков физики с использованием ИКТ заключается в том, что с их помощью можно решать ряд актуальных задач. К ним относятся:

1.Применение компьютерных технологий активно способствует повышению интереса учащихся к физике.

2.Повышение качества учебно-воспитательного процесса, приведение его к современному уровню научно технического прогресса.

3.Реализация идей индивидуального, дифференцированного подхода в процессе обучения.

4.Оказание помощи учителю в организации контроля знаний.

5.Активизируется познавательная деятельность учащихся, что позволяет им выйти на более высокий уровень восприятия и усвоения изученного материала.

6.Открываются новые возможности по сравнению с традиционными аудиовизуальными средствами обучения.

   Важное место на уроках физики занимает компьютерное моделирование. Этот метод применяется для демонстрации на экране явлений и процессов, недоступных для учащихся по техническим причинам, либо из соображений безопасности. К их числу относятся опыты Резерфорда, работа рентгеновской трубки, механизм деления ядра урана и другие. В этих случаях компьютер выступает в качестве интегративного средства наглядности, сочетающего предметно-образную и абстрактно-логическую составляющие. Разъясняя учащимся понятие модели, обязательно подчеркиваем, математическая модель не тождественна объекту, а является  лишь его приближением. Компьютерные модели, охватывающие почти весь курс школьной физики, содержатся на известном лазерном диске «Открытая физика».

   В лаборатории физики имеется оборудование, предназначенное для компьютеризации реального физического эксперимента. В частности, имеются комплекты физического оборудования «L-микро», привязанные к возможностям компьютера, который выполняет функции регистрации результатов измерений, хранения их и обработки данных в реальном времени. Такой эксперимент является весьма ценным, поскольку открывается возможность автоматизации процессов измерений и обработки результатов. Наглядный демонстрационный эксперимент позволяют провести оборудования «L-микро» по следующим разделам физики:

1.Механика.

2.Тепловые явления.

3.Электрические явления.

4.Геометрическая оптика.

5.Волновая оптика.

   При проведении лабораторных работ используем так же оборудование «L-микро». Ученики могут выполнять виртуальные лабораторные работы в программе «Открытая физика».

   Нами разработан ряд сценариев уроков физики с использованием оборудования

 «L-микро». В качестве примера привожу план одного урока с применением ИКТ.

  Тема урока: Работа силы трения.

  Цель урока: Повторение понятий: работа силы тяжести, работа силы упругости, закон сохранения полной механической энергии. Изучение понятия работы силы трения. Практическое определение работы равнодействующей силы.

  Оборудование урока: Электронный учебник – Уроки физики Кирилла и Мефодия. Компьютер. Компьютерный измерительный блок. Датчик температур. Оборудование « L-микро»  для изучения равноускоренного движения.

  Структура урока: 1.Организационный момент.

                               2.Актуализация знаний.

                               3.Изучение новой темы.

                               4.Практическая работа.

                               5.Закрепление изученного материала.                                           

                               6.Задание на дом. Итоги урока.

                        

Актуализация знаний.

Опрос по теме: Работа силы тяжести.

-Общая формула для работы.

-Работа силы тяжести при вертикальном  падении тела.

-Работа силы тяжести при движении тела вертикально вверх.

-Работа силы тяжести при движении тела по наклонной плоскости.

-Работа силы упругости при растяжении пружины.

-Виды механической энергии.

-Полная механическая энергия.

-Закон сохранения полной механической энергии.

 

Изучение новой темы.

Используем электронный учебник Уроки физики Кирилла и Мефодия.

Вспомним, как определяется сила трения.

Вычислим работу силы трения скольжения.

Отрицательность работы силы трения.

Может ли совершать работу сила трения покоя?

Определение работы силы трения при движении автомобиля.

Работа силы сопротивления, возникающая при движении тела в воздухе или в жидкости.

Решение задачи на определение работы силы трения.

 

Опыт с использованием компьютерного измерительного блока: Обнаружение зависимости работы силы трения  от скорости от силы давления, от состояния поверхности.

Закон сохранения для систем, на которые действуют силы трения.

 

Демонстрация принципа работы датчика температур

 

Практическая работа.

Определение работы равнодействующей силы.

Оборудование: Направляющая рейка, каретка, нитка, штатив, секундомер с датчиками, неподвижный блок.

 

Ход выполнения работы:1.Подготовить оборудование для работы.

2Подготовить таблицы.

Время, с

Среднее время,с

 

 

 

 

 

Перемещение,м

Ускорение,м/с

Масса,кг

Работа,дж

 

 

 

 

 

3.Определить время движения каретки по рейке, измерения провести три раза. Определить среднее значение времени движения каретки.

4.Определить модуль перемещения каретки.

5.Вычислить ускорение движения каретки.

6.Вычислить работу равнодействующей силы.

7.Заполнить таблицу.

                           Ученики выполняют практическую работу.

   Использование современных образовательных технологий позволяет повысить интерес учащихся к изучению физики. Ученики с большим удовольствием участвуют в дистанционных олимпиадах,  на ежегодных заочных олимпиадах по физике, проводимых школой «Авангард». Вот уже несколько лет ученики нашей школы занимают первые места на районных олимпиадах по физике и участвуют на республиканских олимпиадах.