В новый век - с новыми технологиями, В.Г. Шакрова, учитель начальных классов

                                                                                    В.Г.Шакрова,учительначальных классов

                             В новый век - с новыми технологиями.

 

     Приоритетной целью начального образования является развитие личности школьника, становление его как субъекта той деятельности, которой он занимается в школе (учиться – значит уметь «учить себя»). Современный ученик начальной школы – равноправный участник обучения, он в равной с учителем мере отвечает за свои успехи, промахи и недостатки. Мы, учителя начальных классов, должны всячески способствовать развитию его активности и самостоятельности на всех этапах обучения, чтобы ученик мог принимать учебную задачу, участвовать в выборе средств её решения, осуществлять контроль и самоконтроль. Ученику предоставляется право выбора способа и пути деятельности. Его участие в процессе обучения заключается не в принятии готового образца, а в высказывании предположений, выборе альтернативы, обсуждении наиболее целесообразных способов ответа на вопрос «как решать эту учебную задачу».

     Учителя начальных классов нашей школы работают по таким образовательным системам: традиционная, « Школа 2100», используют элементы развивающего  обучения по системе Л.В.Занкова.

     Одним из важнейших направлений российского образования является его информатизация. Она призвана обеспечить интенсификацию и оптимизацию учебного процесса, реализацию идей развивающего обучения и совершенствования форм и методов его организации.

      Широкое использование компьютеров, разработка педагогических программных средств, отбор и подготовка учебной информации изменяют методику работы учителя, развивают систему опосредованного педагогического воздействия – компьютер заменяет педагога  на ряде этапов учебного процесса.

Использование ИКТ в учебном процессе позволяет:

         усилить образовательные эффекты;

         повысить качество усвоения материала;

         построить индивидуальные образовательные   траектории учащихся;

         осуществить дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению;

         организовать одновременно детей, обладающих различными способностями и возможностями.

Внедрение ИКТ в нашей школе осуществляется по следующим направлениям:

  1. Создание презентаций к урокам;
  2. Работа с ресурсами Интернет;
  3. Использование готовых обучающих программ;
  4. Разработка и использование собственных авторских программ.

Созданные презентации к урокам позволяют учителю:

         наглядно представлять материал (отметили 100% учителей начальных классов нашей школы);

          интенсифицировать процесс объяснения  нового материала (отметили 90% педагогов);

         регулировать объем и скорость выводимой информации посредством анимации (отметили 55% педагогов);

         повышать познавательную активность обучающихся (отметили 65% педагогов);

         наглядно представить учебный материал (отметили 95% обучающихся);

         сделать урок более интересным (отметили 100% обучающихся);

 

              Вопросы использования ИКТ на уроках в начальной школе широко обсуждаем на заседаниях МО учителей начальных классов. В 2007-2008 годах были рассмотрены вопросы:

1.  О работе с одаренными  детьми.

2. Использование инновационных технологий в совершенствовании образовательного    процесса.

3.  Использование  компьютерного тест – контроля в начальной школе.

4.  Исследовательская работа в начальных классах.

5.  Работа над проектами в начальной школе.

 

    Компьютер все шире используется нашими учителями в начальной школе на уроках родного, русского  языков, литературного чтения, математики, ознакомления с окружающим миром, информатики и при проведении внеклассных мероприятий.

    Учителя проводят открытые уроки для учителей района, составляют каталог ЦОРов по предметам. Для занятий с одаренными детьми используем материалы из Интернета.

Приводим пример проведения урока русского языка, проведенного учителем начальных классов Васильевой Н.Н. во 2 классе.

 

  Обобщающий урок по теме « Глагол»

                                                             2 класс

 

Цель: обобщение знаний о глаголах, формирование каллиграфического почерка, развитие речи детей.

 

Материалы к уроку: компьютер, магнитофон, запись «Шедевры инструментальной музыки», карточки с глаголами, карточки с вопросами глаголов, презентация к уроку, сигнальные карточки, картина И.И.Левитана «Март».

 

Ход урока.

 

                              1 Организационный момент..

                                     Заливистый школьный звонок

                                     Позвал опять на урок.

                                     Будьте все внимательны

                                     А еще старательны.

-Ребята, послушайте девиз сегодняшнего урока (на экране запись):

Ум и сердце в работу вложи,

Каждой секундой дорожи!

- Давайте прочитаем все вместе. ( Ребята читают сэкрана девиз урока)

-Как мы должны работать сегодня на уроке?

- А на уроке мы с вами повторим все о глаголах.

 

                             2.Словарно-орфографическая работа..

(на экране появляется ребус)

- Вставьте недостающую букву в этот рисунок, и вы прочитаете слово, с которым мы познакомимся на уроке.

- Какое слово вы прочитали? В чем секрет чтения? ( Сегодня мы познакомимся со словом яблоко. Оно читается против часовой стрелки)

( появляется 3 слайд)

- Ребята, почему яблоко лежит на книгах? ( Потому что это слово из словаря)

- Что такое яблоко? ( Яблоко – это плод дерева яблони.)

- Назовите его существенный признак. ( Яблоко обычно имеет круглую форму.)

- Скажите полностью, что такое яблоко? (Это плод яблони, который обычно имеет круглую форму.)

-Не только плод яблони называют яблоком, но и некоторые другие предметы.

- Какие предметы с названием яблоко вы знаете? ( Тело глаза – глазное яблоко. Сердцевина в мишени для стрельбы в цель – яблочко ( попасть в яблочко)

 

- Это слово имеет много значений. Это объясняется тем, что яблоко – один из древнейших плодов на земле, а яблоки растут почти повсюду. Существует мнение, что  яблоко в древнерусском языке означало шар.

 

3.Чистописание

Физкультминутка для пальчиков:

(ребята иммитируют действия)

-Я яблочки помою,

На тарелку положу.

А потом их разделю,

Всех друзей я угощу.

 

-Ребята, нарисуйте форму яблока в тетради и заштрихуйте. ( Учитель показывает образец на доске )

-Какую букву мы будем сегодня писать?

- Из каких элементов эта буква состоит?

- Пишем по образцу:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

- Напишите слова в тетради.

- Обозначьте количество слогов, ударение, орфограмму.

 

4.Работа по обогащению словарного запаса.

(4 слайд)

- Ребята, прочитайте фразеологизмы. Когда так говорят?

Яблоку негде упасть. ( Тесно)

Яблоко раздора. ( Это то, что приводит к ссоре)

Как румяное яблоко. (Очень красиво)

(5 слайд)

 

- Прочитайте пословицу. Когда так говорят?

Яблоко от яблони недалеко падает.

-Напишите эту пословицу. ( Ребята списывают пословицу)

-Найдите главные члены в этом предложении.( Учащиеся с комментированием подчеркивают главные члены предложения)

-Найдите в этом предложении глагол.(Падает)

-Каким членом предложения является? (Сказуемым)

-На какой вопрос отвечает? ( Что делает?)

- Почему отвечает на вопрос что делает?

( Обозначает действие одного предмета)

5.      Работа над темой урока.

 - А теперь мы будем работать по группам. 1 группа находит глаголы, отвечающие на вопросы что делать? И что сделать? Объясните свой выбор.

( Учащиеся получают карточки с глаголами)

2 - ая группа будет изменять действия предметов по вопросам что делает?

Что делал? Что будет делать? Объясните свой выбор.

(Учащиеся получают картины)

- С третьей группой проведем такую игру:

Я называю действие одного предмета, а вы- действие двух или нескольких предметов.

 

-Проверим работу остальных групп. ( Ребята с помощью сигнальных карточек проверяют работы)

 

6.Работа над развитием речи учащихся.

(6слайд)

- Какую картину вы видите? ( Картина И. И. Левитана «Март»)

-Что вы знаете о художнике?( Ученик дает сведения о И. И. Левитане)

-Исаак Ильич Левитан родился в 1860 году. Художник рано остался сиротой. Его детство было тяжелое. Когда Исаак Ильич учился в Московском училище живописи, ему часто приходилось ночевать в училище, т. к. не имел своего угла. Но, несмотря на все, Левитан был мягким и отзывчивым человеком.  Он написал около тысячи картин, рисунков, эскизов. Русская природа была единственной темой произведений Левитана. Он был мастером

Пленэрной живописи, т. е. живописи, выполненной непосредственно на природе, на открытом воздухе. Картина « Март» была  написана с натуры под Москвой, в имении Турчаниновых- друзей художника.

-Расскажите, что вы видите на картине? ( Дом с крыльцом, лошадь, деревья, снег, небо, скворечник, капель)

- Подберите глаголы к существительным:

Скворечник (висит, ждет)

Небо (сияет, голубеет)

Солнце (светит, греет, освещает)

Капель (капает, звенит, поет, стучит, барабанит)

Снег (искрится, слепит, тает, темнеет, оседает)

Деревья (тянутся, просыпаются, растут)

Лошадь (стоит, дремлет, греется, любуется, наслаждается)

-Представьте, что вы оказались в этих местах. Что бы вам захотелось сделать? (покататься на лошади, побегать по снегу, погреться на крыльце пд лучами солнца)

- Если бы вы были композиторами, то какую музыку написали бы после знакомства с этой картиной? (тихую, спокойную)

7.Физкультминутка  (звучит запись классической музыки)

- Представьте себя весенними капельками. Вы капаете, звените, поете, стучите, барабаните. Потом превращаетесь в легкие, в воздушные облака. Ветер несет вас по небу, а потом, утихая, клонит в сладкий сон. И вновь вы кружитесь, принимая причудливые формы.

8.Работа  над предложением.

- В течение урока вы хорошо узнавали глаголы, правильно ставили к ним вопросы. Есть очень хороший пример для понимания законов Грамматики. Мы сейчас составим предложение из выдуманных, несуществующих слов. Но само предложение будет построено по законам русского языка, русской Грамматики.

- Составьте из данных выдуманных слов предложения.

Кудря к златая  мюмзику похлабыстала

(Златая кудря похлабыстала к мюмзику.)

- Хотя слова выдуманные, вы смогли правильно построить предложение

-«Кудря» - что обозначает? (Обозначает предмет)

-Какое слово можно ставить вместо «кудря»? (кукла, мама, девочка)

- Что обозначает слово «похлабыстала»? (действие предмета)

--Каким словом можем заменить это слово? (пошла, ушла, полетела)

-Какая «кудря»? ( Златая)

- Каким словом можем заменить? (веселая , золотая, нарядная)

-Куда «похлабыстала»? (к «мюмзику»)

-Кто такой загадочный «мюмзик»? (может быть врач, доктор, друг)

9. Выполнение теста.

Выбери  правильный ответ:

  1. Что обозначают глаголы?

А) предмет

Б) признак предмета

В) действие предмета

2. На какой вопрос отвечают глаголы?

А) кто? что?

Б) какой?

В) что делать? что сделать?

3. Найди группу глаголов:

А) говорят, падал, принес, росла,

пела, барабанил, посыпались.

Б) тишина, снег, день, ковры, избушка, камешки,

4. Какое слово лишнее?

  1. Дружить
  2. Улыбаться
  3. Танцевать
  4. Играть
  5. Печать
  6. Гладить
  7. Помнить
  8. Сочинять
  9. Резвиться
  10. Помогать

 

10.Итоги урока. Обобщение.