Информатизация - одно из основных направлений современной школы, Н.Н.Неофитова, учитель информатики и ИКТ

Н.Н. Неофитова,учитель информатики и ИКТ

Информатизация –  одно из основных направлений в развитии  современной школы

 

Вопрос, чему и как учить подрастающее поколение, относится к числу вечных вопросов дидактики. Педагоги-новаторы во все времена пытались вырабатывать и внедрять в практику требования к содержанию образования, которые отражали бы современные им представления о работе «новой школы». Историки образования хорошо знают, что за прошедшие столетия эти требования менялись не раз. Реформы отечественной школы продолжаются уже не одно десятилетие. Одно из главных направлений в качественной перестройке образовательной системы является информатизация образования.

Информатизация образования, как и информатизация общества, претерпевает бурное развитие. Сейчас редкая школа не использует в своей работе информационно - коммуникационные технологии в образовательной и управленческой деятельности. Каждая школа обобщает и систематизирует накопленный опыт по созданию информационной образовательной среды школы. Перед нашей школой стоит непростая задача: подготовить новых граждан к жизни в информационном обществе, устройство которого мы не до конца себе представляем, подготовить их к продуктивной деятельности в условиях экономики, основанной на знаниях, детали которой нам подчас трудно вообразить.

Субъектами образовательного процесса являются учащиеся, учителя, а также родители и администрация школы. Каждый из них вносит в образовательный процесс свою лепту, различающуюся уровнем принимаемых решений, а также весом непосредственного участия  в этом процессе.

Настоящая статья  посвящена описанию модели информатизации образовательного учреждения, реализованного в МОУ «Янтиковская СОШ».

Реализуемая модель информационной среды действует в обычной образовательной школе. Эта среда позволяет педагогическому и ученическому коллективам участвовать в очных, заочных, дистанционных проектах различного уровня на различных школьных предметах в урочной и внеурочной деятельности. Одной из задач и функций школьной информационной среды является повышение мотивации школьников к освоению информационных технологий в рамках учебного предмета “Информатика”, мотивации педагогов к самообразованию по пользовательскому курсу информатики, освоению и наработке методик использования компьютерных технологий в преподавании учебных предметов. И все это в условиях конкурентности школ для привлечения учеников и конкурентности среди коллег внутри коллектива. Модель обеспечивает такую деятельность в условиях открытого образования, телекоммуникационных систем, средств Интернет.

Мотивы, побуждающие педагогов нашей школы к использованию  информационно–коммуникационных технологий в своей работе, как правило, следующие:

·         повышение уровня профессиональной культуры;

·         снижение трудоемкости процесса контроля и консультирования;

·         развитие плодотворного сотрудничества с учащимися;

·         повышение уровня функциональной грамотности в сфере ИКТ;

·         переход от роли учителя – транслятора знаний к роли учителя-тьютора;

·         возможность самореализации и самоутверждения;

·         возможность тиражирования своего педагогического опыта;

·         повышение авторитета среди учащихся и коллег;

·         возможность использования чужого опыта и методических разработок.

Что произошло в процессе информатизации нашей школы, что принесло использование новых информационных и коммуникационных технологий в содержание образования нашей школы?

ИКТ представило новые инструменты для сбора, хранения, обработки, представления данных и коммуникации. В результате появились разные возможности для решения многих проблем образования.

В настоящее время накоплен значительный опыт использования двух компьютерных классов с 26 современными АРМ, объединенных локальной сетью, в обучении не только информатике, но и другим предметным дисциплинам.

 

В настоящее время школа располагает 53 АРМ, 12 единиц презентационного оборудования, большим количеством множительной техники. На 1 компьютер приходится 12 учащихся и 2 педагога.

Большой размах получили работы по участию школы в дистанционных проектах, как на районном, так и на республиканском уровнях.

Ежегодно ученики свою конкурентоспособность доказывают результатами на районных и республиканских олимпиадах. Из года в год повышается коэффициент удельного веса учащихся на призовое место на районных олимпиадах. В 2003-2004 учебном году он составил 0,3, а в 2006-2007 – 0,6.

В последние годы наши учащиеся становятся победителями и призерами  республиканских предметных  и  дистанционных олимпиад:

2004 –  2м – биология (11кл.)                                        

2005 -   1м – биология (10кл.)                                  2005 –  3м – биология (9 кл.)

2006 –  1м – технология(11 кл.)                                            3м – биология (10 кл.)                    

             1м – информатика(11 кл.)                                        3м – русский язык (9 кл.)

             2м – биология (9кл.)                                     2006 –  3м – биология (10 кл.)

             3м – биология(10 кл.)

             3м – биология(9 кл.)                                     2004-2005 – 16 участников

             3м – биология (11кл.)                                   2005-2006 – 23 участника

2007 –  1м – биология (11кл.)                                   2006-2007 – 41 участник

             1м – ОПЗ (9 кл.)

             3м – биология (10 кл.)

             3м – экология (10 кл.)

                       

 

               

 

 

 

Особого внимания заслуживает организация и обучение шести  профильных классов по следующим направлениям: физико-математическое направление (математика + физика + технология); гуманитарное (история + русский язык + иностранный язык); естественно – научное (математика + физика + биология + химия); педагогическое (педагогика + психология + математика + русский язык); апробация модели кадетского класса.

Предпрофильное обучение учащихся  9 классов предусматривает создание большого числа элективных курсов, которые помогают самоопределиться в выборе профиля обучения в старшей школе. Разработана программа “Я выбираю профессию”.

  С 2006 года школа проводит итоговую аттестацию выпускников IX класса по новой форме. Для поступления в профильные классы помимо результатов экзаменов учитываються и индивидуальные образовательные достижения, “образовательный портфолио”.

Разработана программа развития школы и модель сетевого взаимодействия.                                                                 

Школа имеет договоры о сотрудничестве с Вузами и ССУзом, где выпускники могут продолжить образование в рамках выбранных профилей

1. ГОУ ВПО ЧГУ им. И.Н. Ульянова

2. ГОУ ВПО ЧГПУ им. И.Я. Яковлева

3.Волжский  филиал  МАДИ (ГТУ)

   4. Казанский социально-гуманитарный колледж

Владение всеми педагогами нашей школы компьютерными технологиями и активное использование в своей работе, повышает интерес учащихся к своим предметам; облегчает формирование у учащихся основных понятий по изучаемой теме, поскольку дети могут несколько раз пройти на компьютере новый материал, обратиться к справке, провести эксперимент или лабораторную работу на компьютере. Использование ИКТ в работе педагогов повышает многообразие видов и форм организации деятельности учащихся (проектная деятельность; научно-исследовательская деятельность, работа с различными источниками и базами данных, введение предпрофильной подготовки,  проведение мониторинга результатов учебной и воспитательной деятельности школы и т.д.). Самостоятельная подготовка презентаций, дидактических материалов к урокам, внеклассной работе с помощью стандартных офисных инструментов стала обязанностью учителей нашей школы.

В 2007-2008 учебном году 61 педагог нашей школы (включая воспитателей, библиотекарей, совместителей) прошли курсы повышения квалификации по эффективному использованию ИКТ в своей работе. Тематика пройденных курсов такова:

1. Обучение работе по программе «Хронограф», «1С», «Библиотекарь», «Директор» - 5 чел.

2. Дистанционные курсы «Мониторинг в образовательном учреждении» - 2 чел.

3. Профильные курсы учителей-предметников – 10 чел.

4. Использование ИКТ как средства активизации учащихся на уроках и обеспечения профессиональной деятельности учителя – 3 чел.

5.  Формирование базовой ИКТ - компетентности учителя-предметника – 10 чел.

6. Обучение организации эффективной работы по использованию ИКТ в рамках программы Intel «Обучение для будущего» - 11 чел.

7. Методика использования инновационных технологий в образовании – 7 чел.

8. Информационные технологии в управлении образованием – 4 чел.

9. Консультационный семинар по актуализации знаний руководителей образовательных учреждений – 1 чел.

Многие педагоги нашей школы вместо традиционной классной доски используют цифровую, что повышает эффективность работы учителей подобно тому, как замена пишущей машинки на текстовый процессор повысила эффективность работы сотрудника офиса. Конспект урока учитель готовит на компьютере, хранит в цифровой форме, включает в него необходимый изобразительный материал (презентации, фото, рисунки, аудио- и видеофрагменты, ссылки на ресурсы Интернет и т.д.). Редактирование  разработки уроков больше не представляет трудностей. Учителя все чаще используют компьютерные среды; виртуаль­ные лаборатории; интерактивные учеб­ные материалы; тренажеры; автоматизированный контроль, так как он прост, надежен и освобождает их от проверки результатов работы школьников вручную.

Учителя школы дают открытые уроки, мастер-классы с использованием ИКТ, которые выходят за рамки только своей школы. Уроки учителей с использованием новых технологий и мультимедийных проектов учащихся становятся частью образовательной среды школы. Работая над проектами, учащиеся познают все тонкости мультимедийных технологий, учатся работать со сложной аппаратурой и через проектную деятельность познают мир. Включение метода проектов в учебный процесс дает возможность учителю значительно расширить свой творческий потенциал, разработать формы проведения занятий, применить в них как традиционные, так и эвристические приемы и методы активации творческого мышления. Проектная деятельность развивает не только ученика, но и учителя.

Учащиеся школы, изучая информатику  с пропедевтическим курсом во 2-4 классах, на базовом уровне в 8-9 классах и профильным обучением в 10,11 классах, подготовлены к использованию компьютерных технологий.

Существует целый ряд перспективных направлений применения ИКТ в нашей школе для целей образования: видеоконференции, дающие возможность организовать коллективную работу; дистанционное обучение, обладающее большой гибкостью и интерактивностью; цифровые образовательные ресурсы, являющиеся неотъемлемой частью информационной среды образовательного учреждения.

Но следует помнить, что компьютер не заменяет учителя, он лишь моделирует деятельность преподавателя, так как мышление человека значительно шире и богаче.

Со временем будут  появляться новые информационно-коммуникационные  технологии, которые наша школа без сомнения будет применять в своем образовательном процессе. Следовательно, будет расширять и дальше свою информационную среду. А это будет и дальнейшим залогом успеха и процветания нашей школы.