А. П.Михайлова ,учитель биологии Дистанционная технология обучения – основа системы открытого образования
Одной из целей Республиканской программы «Развитие единой образовательной информационной среды в Чувашской Республике на 2006-2010 годы» является организация к 2010 году системы отрытого образования, включая дистанционные технологии обучения учащихся и как один из ожидаемых результатов реализации Программы – функционирование системы открытого образования, включающей дистанционные технологии обучения учащихся. В последние годы все больше говорят об использовании Интернет технологий в качестве технологической основы дистанционного обучения (ДО), что связано с возросшими возможностями технических средств связи и распространением компьютерной сети Интернет. В пользу подобной основы для различных моделей дистанционного обучения говорят следующие факторы, обусловленные дидактическими свойствами этого средства информационных технологий.
Возможность чрезвычайно оперативной передачи на любые расстояния информации любого объема, любого вида.
Возможность оперативного изменения информации через сеть Интернет со своего рабочего места.
Хранение этой информации в памяти компьютера в течение необходимой продолжительности времени, возможность ее редактирования, обработки, распечатки и т.д.
Возможность интерактивности с помощью специально создаваемой для этих целей мультимедийной информации и оперативной обратной связи.
Возможность доступа к различным источникам информации, в первую очередь Web сайтам Интернет, удаленным базам данных, многочисленным конференциям по всему миру через систему Интернет, работы с этой информацией.
Возможность организации электронных конференций, в том числе в режиме реального времени, компьютерных аудиоконференций и видеоконференций.
Возможность диалога с любым партнером, подключенным к сети Интернет.
Возможность запроса информации по любому интересующему вопросу через электронные конференции.
Возможность перенести полученные материалы на свою дискету, распечатать их и работать с ними так и тогда, когда и как это наиболее удобно пользователю.
Интернет устранил или заметно снизил временные, пространственные и финансовые барьеры в распространении информации, создал собственные интегрированные информационные структуры. Естественно, это имеет огромное значение для образовательной системы, ведь информация - "среда обитания" всех образовательных программ. Поэтому мы решили попробовать составить программу для дистанционного обучения. Программа составлена с целью использования Интернет технологий в преподавании анатомии, физиологии и гигиены человека для учеников района. Программа дистанционного курса направлена на подготовку к ЕГЭ. Она включает шесть блоков, в которых 30 лекций и 30 презентаций по темам. Изучив содержание лекций, отработав материал презентаций, ученики приступают к выполнению тестовых заданий, которые расположены в лекциях. На основе контроля тестовых заданий будет сделан вывод об успешности обучающегося при изучении данного блока. Реализация содержания программы блоков предполагает использование всего многообразия форм и методов учебной работы в системе учёбы:
-лекции
-практические формы работы
-консультации
-индивидуальная самостоятельная работа
Апробация данной программы началась в 2006 году на базе МОУ «Янтиковская СОШ» Янтиковского района Чувашской Республики. За 2 года существования несколько групп прошли все этапы обучения. Результаты деятельности этой программы – хорошие результаты на ЕГЭ, победы и призовые места на олимпиаде по биологии в Республике.
Предлагаемая программа разработана и составлена для детей 14-15 лет.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Цель: помочь школьникам успешно подготовиться к единым государственным экзаменам по биологии.
Срок обучения (продолжительность): 32 часа. Форма обучения: дистанционная.
Задачи:
1.Общеобразовательные
- способствовать вовлечению учащихся в глубокую познавательную деятельность по биологии
-развивать познавательную активность и самостоятельность в изучении биологии
-реализация образовательных потребностей.
2.Воспитательные:
-широкое использование анатомического материала в воспитании санитарно-гигиенических навыков школьников как одного из аспектов экологического воспитания с обязательным учётом особенностей детского организма.
3.Развивающие задачи состоят:
-в понимании связи анатомии с другими науками: эмбриологией, физиологией и др.;
-в формировании установок ЗОЖ;
-в выявлении взаимосвязи и взаимообусловленности отдельных частей организма;
-в понимании положения человека в природе, что важно для формирования научного мировоззрения.
Учащиеся должны знать:
-гуманистические, экологические и санитарно-гигиенические аспекты современной анатомии;
-влияние вредных факторов и привычек на структуру и функции отдельных органов и организма в целом;
-развитие, макро- и микроскопическое, строение, функцию и топографию органов и систем;
Планируемые результаты:
Учащиеся должны уметь:
-знать и характеризовать основные методы изучения функций организма;
-использовать анатомические знания для формирования культуры ЗОЖ;
-предупреждать развитие школьной патологии;
-использовать имеющиеся знания для оказания первой медицинской помощи;
Учебный материал состоит из информационного блока (системы информационного наполнения ресурса), контрольного блока (механизма тестирования и дидактики), коммуникативного блока (системы интерактивного преподавания).
№ п/п |
НАИМЕНОВАНИЕ БЛОКОВ ( РАЗДЕЛОВ) |
Всего часов |
Лекции |
Практич. работа |
Форма контроля |
1 2. 3. 4. 5. 6. |
Организм человека и его строение. Нервно-гуморальная регуляция Кровь. Кровообращение. Дыхание. Пищеварение. |
4 7 3 5 4 7 |
2 3,5 1,5 2,5 2 3,5 |
2 3,5 1,5 2,5 2 3,5 |
Тест. зач. Тест. зач. Тест. зач. Тест. зач. Тест. зач. Тест. зач. |
Всего: 30ч. 2 часа
Итого: 32 часа
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА БЛОКА 1.
«ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА И ЕГО СТРОЕНИЕ» (5ч.)
1.Строение клетки.
2.Физиология клетки.
3.Ткани.
4.Органы, системы органов.
5.Зачёт.
Задачи:
1.Изучить строение , химический состав, жизненные свойства клетки.
2.Изучить четыре типа тканей, особенности и функции.
3.Дать характеристику органам и рассмотреть связи между строением и функциями органов. Рассмотреть изучаемые системы органов.
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА БЛОКА 2
НЕРВНО-ГУМОРАЛЬНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ (7ч.)
1.Строение нервной системы.
2.Рефлекс.
3.Строение спинного мозга.
4.Головной мозг.
5.Вегетативная НС.
6.Эндокринная система.
Задачи:
1.Дать характеристику различным видам регуляции, изучить общий план строения нервной системы.
2.Дать характеристику рефлексам, рефлекторным дугам.
3.Изучить строение и функции спинного, головного мозга, автономной нервной ситемы.
4.Изучить виды и функции желез внутренней секреции.
5.Дать характеристику заболеваниям, развивающиеся при гипер- и гипофункции желез внутренней секреции.
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА БЛОКА 3
КРОВЬ (3ч.)
1.Плазма крови.
2.Эритроциты.
3.Лейкоциты, иммунитет.
Задачи:
1.Рассмотреть виды внутренней секреции, изучить состав плазмы крови.
2.Рассмотреть строение и функции эритроцитов, изучить правила переливания крови.
3.Рассмотреть строение и функции лейкоцитов, иммунитет и его виды.
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА БЛОКА 4
КРОВООБРАЩЕНИЕ (5ч.)
1.Движение крови и лимфы.
2.Строение и работа сердца.
3.Давление крови в сосудах.
4.Скорость движения крови.
5.Гигиена сердечно-сосудистой системы.
Задачи:
1.Изучить строение и функции кровеносных сосудов, круги кровообращения и лимфообращение.
2.Изучить строение, работу и регуляцию работы сердца.
3.Изучить изменение кровяного давления и его регуляцию.
4.Изучить изменение скорости крови в кровеносных сосудах и её регуляцию.
5.Изучить гигиенические требования к сердечно-сосудистой системе, правила оказания первой помощи при кровотечениях.
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА БЛОКА 5
ДЫХАНИЕ (4ч.)
1.Органы дыхания.
2.Дыхательные движения.
3.Газообмен в лёгких и тканях.
4.Гигиена дыхания.
Задачи: 1.Изучить строение и функции органов дыхания.
2.Изучить механизм дыхательных движений, регуляцию дыхания.
3.Изучить особенности газообмена в лёгких и тканях.
4.Дать понятие правил поведения больного и ухода за ним.
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА БЛОКА 6
ПИЩЕВАРЕНИЕ (7ч.)
1.Питательные вещества.
2.Строение пищеварительной системы.
3.Пищеварение в полости рта.
4.Пищеварение в желудке.
5.Поджелудочная железа, печень.
6.Кишечное пищеварение. Всасывание.
7.Гигиена питания.
Задачи: 1.Изучить виды и значение питательных веществ.
2.Изучить особенности строения пищеварительной системы.
3.Изучить особенности строения в ротовой полости, в желудке.
4.Изучить особенности строения и функции печени и поджелудочной железы.
5.Изучить особенности строения, пищеварения и всасывания в кишечнике.
6.Дать характеристику основным правилам приготовления пищи и гигиеническим требованиям к питанию.