«Воспитание – великое дело: им решается участь человека», Н.В. Михайлова , зам. директора школы по ВР

 

                                                          Н.В Михайлова, заместитель директора школы по ВР

                       

 

«Воспитание – великое дело: им решается участь человека»

                                                                                                           В.Г. Белинский

Общество и государство хотели бы видеть своих соотечественников патриотами, тружениками- созидателями, законопослушными, гордыми и свободолюбивыми гражданами, умеющими постоять за честь своей Отчизны. В решении этой задачи принимает участие, как государство, так и школа!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Важное значение в школе придаётся воспитательной системе,

цель которой - создание оптимальных условий для формирования социально зрелой личности, ориентированной на гуманистические ценности в выборе решений, готовой к самореализации в различных сферах жизнедеятельности в условиях постоянно меняющегося мира.

 

Основные задачи воспитательной системы:

-становление и развитие творческой личности;

-создание образовательной среды, способствующей воспитанию социально адаптированной  личности;

-создание условий для самореализации личности учащегося и подготовки к будущей жизни в обществе;

-воспитание гражданина - патриота своей страны.

 

Большое внимание мы уделяем отдельно взятой личности ребёнка, не забывая, что

-каждый ребёнок строго индивидуален, его вхождение в общество субъективно, а значит с каждым ребёнком  должна вестись индивидуальная работа, т.к. некоторые программы нивелируют личность ребёнка;

-жизнь ребёнка – постоянное изменение.

И мы

- проводим глубокий анализ и диагностику  проблем школы в целом и проблем отдельно взятого ребёнка;

-используем технологии, создающие ситуацию успеха;

-создаем разновозрастные клубы, объединения;

-используем социальные связи школы, расширяем социальное партнёрство.

 

Успешная реализации концепции воспитания способствует разработанная система воспитания,  скоординированность действий всех участников образовательного процесса: администрации, классных руководителей, родителей и ученического самоуправления школы.

Одним из средств развития воспитательной системы в нашей школе является цикл ключевых творческих дел и  сформирован календарь традиционных творческих дел, это праздники, месячники правового просвещения, пропаганды здорового образа жизни, эстетического, гражданско-патриотического воспитания, экологической безопасности, марафоны добрых дел, школьная научно-практическая конференция и другие мероприятия. Наиболее приоритетными для наших обучающихся являются игровые, театральные, дискуссионные, состязательные формы воспитательной работы, позволяющие учащимся осознать самих себя, раскрыть свои творческие способности:

- Праздник первого звонка;

- День Пожилых

- День учителя

-День педкласса

- День лицеиста

-День гимназиста

-День кадетского класса

-День Матери

-Акция ЗОЖ

- Новогодние утренники, огоньки


- Вечер встречи с выпускниками

-Зимние военно-спортивные игры «Зарница» и «Орлёнок»

-«Я бы в армию пошёл…»

-« А ну-ка, девочки!»

-Посвящение в «Сентти»

-День птиц. День юмора и смеха

-День космонавтики                                                                                  

-День Чувашской символики

-Смотр строя и песни. Встречи с ветеранами ВОВ и уроки мужества

-День Д/О «Детство»

- Прощание с начальной школой

 

-Дни Здоровья

-Последний звонок

-Лагерь «Здравствуй, лето!»

-Выпускной балл

Годовой цикл праздников, творческих дел отражён в программе « Воспитательная система», которая формирует идеи творчества и успеха, обогащает школьную жизнь новыми событиями при сохранении традиционных, создаёт условия для реализации творческого потенциала и возможностей всех участников образовательного процесса.  

      Организация и проведение воспитательных мероприятий в школе базируется на «трех китах»:
         - учет возрастных доминант, каждому возрасту присущи свои потребности, реализация которых является обязательной для положительного восприятия педагогических воздействий, опираться же на несформированные потребности не имеет смысла и не принесет результат;
         - воздействовать на ребенка следует через систему отношений и эмоциональную сферу, т.к. именно через отношение формируются убеждения и принципы человека;
         - системность воздействия, ведь если воспитание хаотично, организуется от случая к случаю, то результат будет минимальный.
                                

Вся воспитательная работа в школе основывается на привитии детям общечеловеческих ценностей. Вот эти ценности. Человек - воспитание гуманности. Семья - первый коллектив ребенка, естественная среда его обитания, потому необходимо воспитание потребности в образовании нормальной семьи. Труд - воспитание творчества и потребности в созидании. Знания - поиск истины, средство для развития личности человека, воспитание потребности в постоянном развитии. Культура - приобщение к культуре, воспитание духовности, потребности в постоянных нравственных исканиях, интеллигентности. Отечество - воспитание бережного отношения к истории своего народа, воспитание чувства Родины. Земля - овладевание планетарным мышлением, создание целостного образа мира, формирование устойчивого интереса к общечеловеческим проблемам. Мир - создание атмосферы гражданского мира и согласия.
         Поэтому система воспитательной работы в школе построена так, что каждое воспитательное мероприятие  разрабатывается  с целью, чтобы затронуть и духовно- нравственное, и патриотическое, и гражданское, и художественно- эстетическое, и трудовое  воспитание.
         Мы считаем, что система воспитательной работы в школе  организованна, логична и последовательна. Для ребенка, который является субъектом воспитания, т.е. является активным участником воспитательного процесса, разработаны программы, которые:

·        формирует культуру межличностных отношений;

·        создаёт ситуацию выбора;

·        создаёт ситуацию конкурентности;

·        раскрывает творческие возможности и способности детей;

·        позволяет детям апробировать социальные роли и позиции в соревнованиях, конкурсах.

Вот эти программы:

       - программа «Становление» разработана для начальной школы и реализуется через систему дополнительного образования, работу классного руководителя и КТД.
Всредней и старшей школе работают уже 5 программ:
         - «Саморазвитие», реализуется через систему доп. образования, систему классных часов и внеклассной деятельности;
         - «Самовоспитание», реализуется через систему классных часов и деятельность классного руководителя;
         - «Самоопределение», реализуется через систему доп. образования, экскурсионную деятельность и внеклассные мероприятия;
         - «Самоуправление», реализуется через систему самоуправления;
         - КТД, реализуется через систему КТД.

В школе реализуется программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» через уроки и различные мероприятия во внеклассной и внешкольной работе. Патриотическое воспитание является приоритетным направлением воспитательной работы школы.
    В школе  ежегодно проводится детско-юношеский фестиваль художественного творчества «Салют, Победа!», фестиваль солдатской песни «Помяни нас, Россия», выставки изобразительного и декоративно-прикладного творчества, «Спортивные успехи – Великой Победе», военно-спортивная игра «Зарница» и «Орленок», вахта «Памяти», митинги у памятников и обелисков селе и района, а также «Уроки мужества», на которых учащиеся встречаются с ветеранами войны и труда. Ведется  поисково-исследовательская работа «Памятники и обелиски села Янтиково» и «Ветераны ВОВ нашего села»,  легкоатлетический кросс «Шаги к Победе».

  

Основной чертой используемых технологий воспитательной системы является ориентация на развитие личности. С этой целью мы проводим  Клуб молодого лидера, призванный развивать у учащихся умение вести диалог, формировать коммуникативную культуру, создавать условия для воспитания политической культуры, углублять правовое воспитание современного молодого человека, формировать навык активной жизненной позиции.

Анализируя реалии современной жизни, мы пришли к необходимости создания программы « Толерантность», которая помогает подросткам в социальной адаптации в современной действительности, помогает  выработать устойчивые стереотипы социального поведения,  адекватного отношения к себе и обществу, взаимодействия, основанного на бесконфликтности и ненасилии.
         Хотим подчеркнуть, что главным построением  в  работе программ является системный подход, без которого невозможным будет их воплощение в жизнь. В современных условиях  работа классных руководителей  требует творческого подхода. Всего в школе 27  классных руководителей, все они имеют высшее образование и немалый опыт работы в роли классного руководителя.  Классные руководители постоянно повышают свой профессиональный уровень, участвуют в творческих конкурсах,  разрабатывают вместе с воспитанниками инновационные программы, используют современные технологии в воспитании. В течение года с ними  проводится методическая и консультативная работа, дается необходимый инструктаж по проведению тематических классных часов, часов информирования, проводятся семинары по определению мотивации классных руководителей в виде   тестирования, где  отслеживается рейтинг работы. Ежегодно они активно участвуют в конкурсе «Самый «классный классный » и становятся победителями и призерами на районных конкурсах.

 

 

  Таким образом, каждый классный руководитель четко знает, в каком классе и на формирование каких ценностей он должен затратить максимум усилий и реализовать их через систему работы с классом. Это, с одной стороны, облегчает работу классного руководителя, т. к. он четко понимает, что он должен сделать, а, с другой стороны, имеет большую продуктивность работы.

Во время подготовки и проведения общешкольного мероприятия классный руководитель получает возможность задействовать всех детей, предлагая посильную работу для каждого, и задействовать все возможные направления воспитательного воздействия.
         Таким образом, классный руководитель планирует свою работу, исходя из возрастных потребностей детей. По всей видимости, не последнюю роль в том, что выпускники школы получают отличное образование и могут состояться как профессионалы, играет выбор концепции воспитания.

 

 

По итогам года выявляем учащихся по  номинациям «Ученик года», «Почётный выпускник школы», «Лучший ведущий», «Самый лучший спортсмен», «Лучший корреспондент школы» и т. д. Всё это способствует внедрению новых элементов в технологию социально педагогического сопровождения ребёнка, раскрывает и развивает личностные особенности ребёнка, позволяет проводить постоянный мониторинг достижений учащихся.

             Время неузнаваемо изменило общество, которое в свою очередь, предъявляет новые требования к процессу воспитания учащихся. В нашей школе легко перешли к переменам общества и создали ученическое самоуправление, разработали ее структуру, основные направления воспитательной работы, где вырабатываются   положительные качества  современной личности. Самоуправление в школе находится в непрерывном развитии и его следует рассматривать как важнейшее средство развития детей. Участие детей в работе самоуправления помогает сформировать у себя и своих товарищей такие качества человека, как самостоятельность, активность, ответственность, дисциплинированность и т.д. Становление всех качеств у учащихся происходят в ходе реализации основных направлений воспитательной работы школы:

-Я и моя учеба                                            

-Мое Отечество

-Здоровье и спорт

- Гуманизм и милосердие

- Досуг и общество                                    

- Мой образ жизни

- Мои младшие друзья

Основу воспитательной работы школы положен тезис о том, что воспитание есть управление процессом развития личности. Гуманистический характер образования в школе предполагает реализацию воспитательных задач на каждом учебном занятии, создание воспитывающей среды во внеурочное время, построение системы внеклассной работы, нацеленной на развитие личности каждого ученика. Основными подходами в организации воспитательного процесса мы считаем системный, деятельностный и личностно-ориентированный.
         В школе действует  детское объединение  «Детство», девизом которого является – гореть самим, зажечь других, быть впереди и точка. Органом самоуправления является Парламент ШР «Детство», руководит которым заместитель директора школы по ВР. В состав Парламента Д/О  входят активисты и лидеры классов. Парламент решает наиболее актуальные проблемы школьной жизни.  Главой власти Д/О является президент из числа учащихся 10-11 классов, его помощниками являются  8 министров по восьми  направлениям. Состав Парламента избирается тайным голосованием учащихся школы и  действует  в течение одного  учебного года.               

 

Совместно с Парламентом в школе очень много проводятся интересных внеклассных мероприятий. Д/О  «Детство» имеет свою структуру и положение.

                   Учащиеся нашей школы активно участвуют во многих конкурсах  и соревнованиях районного, республиканского и всероссийского  уровня и получают за это дипломы, грамоты и ценные призы.  Ежегодно по итогам районных соревнований и               

конкурсов  среди учащихся школ  района наше Д/О  всегда становится победителем

                            

  Одной из важных задач в школе является привитие ЗОЖ учащимся. Учащиеся нашей школы вместе с учителями физкультуры и руководителями спортивных секций  -  любители спортивных мероприятий и активные участники районных и республиканских конкурсов. Они неоднократно становились  победителями и призерами спортивных соревнований. 

             Все эти успехи учащихся школы говорят о том, что школа живет активной, плодотворной, творческой жизнью.

         И ещё одна немаловажная деталь. Очень сложно диагностировать воспитательную работу в классе и школе по той простой причине, что воспитательная работа направлена на формирование системы отношений ребенка. Как это сделать? Над этим мы работаем и считаем, что, находим решения проблемы в системе нашей воспитательной работы  и подтверждаем реальными результатами, которые и являются целью работы любой школы.

Большую роль в воспитательной системе мы отводим работе с родителями.                        

Успешно внедрен проект «Содружество». Взаимодействие с родителями в нашей школе носит характер «встречного» движения, которое совпадает по своей направленности и целевым установкам, по формам организации совместных  дел и праздников. Данное обстоятельство помогает избегать глубоких конфликтов  между школой и родителями. Более того, родители всё чаще с пониманием (а часто и с воодушевлением) воспринимают все изменения, происходящие в   школе. Целью проекта является   реализация дополнительных возможностей сотрудничества семьи и школы , психолого -педагогической  и социальной поддержки семьи, помощь  родителям в определении природосообразности  ребёнка  в условиях  школы, ведется уже не первый год. Родители участвуют в проведении классных часов, походах, спортивных и творческих мероприятиях, в товарищеских встречах по волейболу, баскетболу, принимают активное участие на проводимых ежемесячно днях Здоровья. В  целях профилактики и правонарушения среди детей и подростков в вечернее время по ПТ, СБ. и ВС  родители совместно с педагогами школы выходят на вечернее дежурство, что способствует к максимальному снижению роста преступности  среди детей и подростков.

Воспитательная система школы - открытая система, консолидирующая все имеющиеся социальные институты вокруг решения её задач.

           

Школа активно использует возможности социума в воспитании школьников и оказании помощи семьям воспитанников. Внешние связи нашей школы широки и разнообразны. Школа сотрудничает с  учреждениями МУЗ «ЯЦРБ,» МОУ ДОД «ДЮЦ ТР», ДЮСШ, РДК, ОВД по Янтиковскому району и т.д., которые полезны нам в повышении уровня образования и воспитанности учащихся. Ежегодно заключаются договора о сотрудничестве и составляются планы совместной работы. У школы активное сообщество. Ежегодно учреждения и организации социума предлагают педагогам, родителям и учащимся перечень услуг. Из этого перечня школа выбирает услуги, удовлетворяющие потребности как родителей и учащихся, так и педагогов.            Со всеми выше указанными социальными партнёрами сложились тесные и долгосрочные отношения, так как  наша школа  является культурно-просветительным центром района. Уже проведено по инициативе активистов школьного самоуправления немало акций и операций в школе:  «Дети-детям», «Чистое село», «Подарок  солдату», «Мы за ЗОЖ», «Помоги школьной библиотеке!» и другие.          

Показателем эффективности воспитательной работы является и постоянно развивающееся дополнительное образование учащихся. В настоящее время в школе открыто более 20 кружков, секций, курсов для  внеурочной деятельности учащихся.

 

             Вопросы воспитания выносятся и обсуждаются на общих и классных родительских собраниях. Школа в последние годы работает над проблемой  «Гуманизация воспитательного процесса», т.е. отношение к ребенку как к личности и формирование у учащихся черт толерантной личности». В связи реализаций этих проблем на родительских собраниях обсуждались следующие вопросы: «Как воспитать толерантную личность», «Искусство  жить с детьми», «Сохранить природу в наших силах», «Духовная культура зарождается в семье», «Взаимоотношения в семье и нравственное воспитание ребенка» и другие.

 

Эффективность воспитательной системы школы зависит от четырех факторов, которые есть в школе:

  1. педагогические кадры - генератор и организатор  воспитательных идей школы;
  2. сами дети, являющиеся субъектом системы воспитания, открытые всему новому, творческие и стремящиеся к познанию;
  3. родители, действующие заодно со школой;
  4. окружающая среда, социум, социальные партнёры школы.