Медицинское обслуживание

   Одним из приоритетных направлений деятельности школы является обеспечение комплексных мер по охране здоровья детей, поиск резервов по оздоровлению детей внутри учебного учреждения. Состояние здоровья ребенка – важное условие успешного усвоения школьных программ.

   Основная цель медицинского обслуживания в школе – это контроль состояния здоровья учащихся, оказание первой медицинской и доврачебной помощи.
 
   Медицинский блок  МБОУ  «Янтиковская СОШ»  Янтиковского района Чувашской Республики состоит из лицензированных медицинского и прививочного кабинетов, оснащенных стандартным комплектом оборудования, которое обеспечивает организацию медицинского контроля развития и состояния здоровья школьников в соответствии с санитарными правилами (СанПиН 2.4.2.1178-02).
 
alt
Медицинская сестра: Сергеева Алевтина Григорьевна
График работы: понедельник-пятница – 8.30-15.00 ч.
Адрес: с. Янтиково, пр.Ленина, д. 22А (с пометкой "для медработника")
Телефон:   8 (83548) 2-13-23

НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  • Организационная работа
  • Лечебно-оздоровительная работа
  • Медицинский контроль за физическим развитием обучающихся
  • Противоэпидемическая работа
  • Мероприятия по борьбе с педикулезом
  • Санитарно-просветительская работа
  • Профилактика ВИЧ-инфекций
  • Аналитическая работа

   Ежегодно, на основании СанПиН, составляется план мероприятий по обслуживанию школьников, профилактике инфекционных заболеваний, иммунизации, летней оздоровительной работе.

   Основные сведения о состоянии здоровья учащихся медработник  получает в результате ежегодных   углубленных медицинских осмотров детей.   Профилактические осмотры декретированных возрастов осуществляется бригадой специалистов, утвержденных приказом главного врача детской поликлиники по графику.

   Данные осмотров регистрируются в индивидуальные карты развития школьников. Результаты углубленного осмотра заносятся мед. журнал, где указываются группа здоровья, медицинская группа по занятиям физкультурой в школе, номер парты. Ведётся мониторинг состояния здоровья учащихся. Если при углубленном осмотре у учащихся выявлены отклонения, требующие консультации специалиста, то они направляются в детскую поликлинику к участковому врачу и данному специалисту.

ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

  • Контроль соблюдения санитарно-гигиенических требований проводится на основании норм СанПиН 2.4.2.1178-02.
  • Контроль питания учащихся – ежедневный контроль качества пищи, результаты фиксируются в бракеражном журнале на пищеблоке.
  • Врачебно – педагогический контроль уроков физической культуры с определением моторной плотности урока. Ежегодно подготавливаются списки учащихся, освобожденных от занятий  физической культуры, относящихся к подготовительной группе.                                 

МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ  ОСТРЫХ  ЗАБОЛЕВАНИЙ  В  ОСЕННЕ-ЗИМНИЙ  ПЕРИОД

  • специфическая профилактика учащихся – вакцинация против гриппа;
  • санитарно-просветительская работа.

МЕРОПРИЯТИЯ ПО КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА, ПРОФИЛАКТИКЕ БЛИЗОРУКОСТИ:

  • физкультурные паузы;
  • гимнастика для глаз;
  • уроки здоровья;
  • подбор мебели в соответствии с ростом и состоянием зрения и слуха  обучающихся.

   В школе   активно ведется санитарно-просветительская работа с учащимися. Проводятся беседы и лекции по вопросам личной гигиены, общественной гигиены и охраны окружающей среды, полового воспитания, организации режима дня школьника, основам рационального питания, профилактике травматизма, пагубного влияния алкоголя, никотина и наркотиков.
   В процессе работы медработник прогнозирует тенденции изменения здоровья учащихся для внесения предложений по корректировке стратегии развития школы и последствия запланированной лечебно-профилактической работы.

   Одно из ведущих направлений работы школьного медработника – иммунопрофилактика инфекционных заболеваний. Вакцинация учащихся проводится согласно годовых и месячных планов. Прививки проводятся одноразовыми шприцами и иглами. 

КАКИЕ ПРИВИВКИ  ОБЯЗАТЕЛЬНО НУЖНО СДЕЛАТЬ ШКОЛЬНИКУ

   В школьные годы прививок нужно сделать гораздо меньше, чем в первые два года жизни. Однако они не менее важны, поскольку социальная активность школьника намного выше, чем у грудного ребенка. Дети ходят не только в школу, но и в разные кружки и секции, ездят на общественном транспорте, и риск заражения намного возрастает.

Первый класс

  • В 6 лет проводится ревакцинация против кори, краснухи и эпидемического паротита (свинки).
  • В 6-7 лет прививают от дифтерии и столбняка (вторая ревакцинация) вакциной АДСМ. Эта вакцина аналогична вакцине АКДС, но из нее исключен коклюшный компонент.
  • В 7 лет делают ревакцинацию против туберкулеза вакциной БЦЖ. Предварительно (за три дня до прививки) проводят пробу Манту, чтобы убедиться, что ребенок не инфицирован микобактериями туберкулеза.

После 14 лет

  • Ревакцинируют третий раз от дифтерии и столбняка. Далее эта прививка будет проводиться каждые 10 лет. Также делается третья ревакцинация против полиомиелита живой вакциной. И после пробы Манту туберкулинотрицательным детям проводится ревакцинация против туберкулеза.
  • Девочкам после 14 лет нужно обязательно сделать прививку от краснухи, если они ей не болели ранее.
  • А также проводится вакцинация против гепатита В тем, кому она не была проведена ранее.
  • В 15-17 лет проводится иммунизация против кори, если прививка не была сделана раньше или о ней не сохранились данные.

О гриппе

   Вакцинация против гриппа проводится каждый год по желанию родителей учеников. Обычно она делается осенью, когда возрастает число заболевших. Она не входит в календарь прививок, и делать ее необязательно. Но стоит отметить, что вакцина против гриппа снижает риск заражения и предотвращает развитие постинфекционных осложнений.

   Ежегодно в учебных заведениях проводится проба Манту, чтобы вовремя выявлять инфицированных туберкулезом детей.

ПРОГРАММА ГИГИЕНИЧЕСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ  УЧАЩИХСЯ  И РОДИТЕЛЕЙ

Цель: охрана и укрепление здоровья  учащихся.
Задачи:
  • формирование здоровых взаимоотношений с окружающим миром;
  • улучшение физической и умственной работоспособности школьников;
  •  повышение сопротивляемости организма   учащихся;
  • формирование потребности   здорового образа жизни у  учащихся;
  • привитие стойких культурно-гигиенических навыков;
  • выработка у  учащихся осознанного отношения к своему здоровью;
  • просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей.

Содержание и формы работы

1. Гигиена тела:

  • Правила мытья рук.
  • Выбор одежды и обуви в соответствии с погодными условиями.
  • Индивидуальные и возрастные особенности кожи.
  • Уход за кожей лица и рук.
  • Правила выбора гигиенических средств ухода за телом.
  • Типы волос, уход за волосами.
  • Болезни кожи, связанные с нарушением правил гигиены.
  • Правила личной гигиены подростков.
  • Пользование предметами личной гигиены.
  • Гигиена девочки.
  • Гигиена мальчика.
  • Выбор гигиенических средств для ухода за телом.
  • Правила пользования косметическими средствами в соответствии с индивидуальными особенностями кожи.

2. Чистота, эстетика, здоровье.

  • Гигиена полости рта.
  • Как надо чистить зубы.
  • Наши зубы и вредные привычки.
  • Факторы риска развития стоматологических заболеваний. Уход за зубами.
  • Средства гигиены полости рта.
  • Выбор зубной щетки и пасты.
  • Питание и здоровье зубов.
  • Заболевания зубов, десен, меры их профилактики.
  • Профилактические осмотры у стоматолога.

3. Гигиена труда и отдыха.

  • Твой режим дня.
  • Активный и пассивный отдых.
  • Сон как наиболее эффективный отдых.
  • Биологические ритмы организма.
  • Режимы учебы, отдыха, сна.
  • Индивидуальный режим физических и умственных нагрузок.
  • Признаки утомления органов зрения и слуха, способы его снятия.
  • Оптимальные условия труда.
  • Планирование труда и отдыха в условиях подготовки к экзаменам.
  • Физиологическая и психологическая адаптация к нагрузкам.

4. Профилактика инфекционных заболеваний.

  • «Хорошие» и «плохие» микробы.
  • Инфекционные заболевания (грипп, ОРЗ, ОРВИ и др.) и способы защиты от болезни.
  • Причины возникновения инфекционных заболеваний. Источники и возбудители. Пути передачи.
  • Механизмы защиты организма.
  • Эпидемии, пандемии.
  • Поведение при подозрении на инфекционное заболевание и во время болезни.
  • Инфекции, передаваемые половым путем.
  • Туберкулез, его предупреждение.
  • СПИД, пути передачи, способы предупреждения. «Группы риска» по зарождению инфекционными заболеваниями.
  • Профилактика инфекционных заболеваний в различных жизненных ситуациях.
  • Индивидуальная ответственность за распространение инфекционных заболеваний.

5. Индивидуальные консультации для  учащихся и родителей.

6. Организация выставок литературы по профилактике вредных привычек и пропаганде здорового образа жизни.

7. Беседы, классные часы, игровые программы.

8. Выпуск  уголков здоровья, экранов чистоты, тематических газет, санитарных бюллетеней.