Одним из приоритетных направлений деятельности школы является обеспечение комплексных мер по охране здоровья детей, поиск резервов по оздоровлению детей внутри учебного учреждения. Состояние здоровья ребенка – важное условие успешного усвоения школьных программ.
НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- Организационная работа
- Лечебно-оздоровительная работа
- Медицинский контроль за физическим развитием обучающихся
- Противоэпидемическая работа
- Мероприятия по борьбе с педикулезом
- Санитарно-просветительская работа
- Профилактика ВИЧ-инфекций
- Аналитическая работа
Ежегодно, на основании СанПиН, составляется план мероприятий по обслуживанию школьников, профилактике инфекционных заболеваний, иммунизации, летней оздоровительной работе.
Основные сведения о состоянии здоровья учащихся медработник получает в результате ежегодных углубленных медицинских осмотров детей. Профилактические осмотры декретированных возрастов осуществляется бригадой специалистов, утвержденных приказом главного врача детской поликлиники по графику.
Данные осмотров регистрируются в индивидуальные карты развития школьников. Результаты углубленного осмотра заносятся мед. журнал, где указываются группа здоровья, медицинская группа по занятиям физкультурой в школе, номер парты. Ведётся мониторинг состояния здоровья учащихся. Если при углубленном осмотре у учащихся выявлены отклонения, требующие консультации специалиста, то они направляются в детскую поликлинику к участковому врачу и данному специалисту.
ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
- Контроль соблюдения санитарно-гигиенических требований проводится на основании норм СанПиН 2.4.2.1178-02.
- Контроль питания учащихся – ежедневный контроль качества пищи, результаты фиксируются в бракеражном журнале на пищеблоке.
- Врачебно – педагогический контроль уроков физической культуры с определением моторной плотности урока. Ежегодно подготавливаются списки учащихся, освобожденных от занятий физической культуры, относящихся к подготовительной группе.
МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ОСТРЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ В ОСЕННЕ-ЗИМНИЙ ПЕРИОД
- специфическая профилактика учащихся – вакцинация против гриппа;
- санитарно-просветительская работа.
МЕРОПРИЯТИЯ ПО КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА, ПРОФИЛАКТИКЕ БЛИЗОРУКОСТИ:
- физкультурные паузы;
- гимнастика для глаз;
- уроки здоровья;
- подбор мебели в соответствии с ростом и состоянием зрения и слуха обучающихся.
В
школе активно ведется санитарно-просветительская работа с учащимися.
Проводятся беседы и лекции по вопросам личной гигиены, общественной гигиены и
охраны окружающей среды, полового воспитания, организации режима дня школьника,
основам рационального питания, профилактике травматизма, пагубного влияния
алкоголя, никотина и наркотиков.
В процессе работы медработник
прогнозирует тенденции изменения здоровья учащихся для внесения предложений по
корректировке стратегии развития школы и последствия запланированной
лечебно-профилактической работы.
Одно из ведущих направлений работы школьного медработника – иммунопрофилактика инфекционных заболеваний. Вакцинация учащихся проводится согласно годовых и месячных планов. Прививки проводятся одноразовыми шприцами и иглами.
КАКИЕ ПРИВИВКИ ОБЯЗАТЕЛЬНО НУЖНО СДЕЛАТЬ ШКОЛЬНИКУ
В школьные годы прививок нужно сделать гораздо меньше, чем в первые два года жизни. Однако они не менее важны, поскольку социальная активность школьника намного выше, чем у грудного ребенка. Дети ходят не только в школу, но и в разные кружки и секции, ездят на общественном транспорте, и риск заражения намного возрастает.
Первый класс
-
В 6 лет проводится ревакцинация против кори, краснухи и эпидемического паротита (свинки).
-
В 6-7 лет прививают от дифтерии и столбняка (вторая ревакцинация) вакциной АДСМ. Эта вакцина аналогична вакцине АКДС, но из нее исключен коклюшный компонент.
-
В 7 лет делают ревакцинацию против туберкулеза вакциной БЦЖ. Предварительно (за три дня до прививки) проводят пробу Манту, чтобы убедиться, что ребенок не инфицирован микобактериями туберкулеза.
После 14 лет
-
Ревакцинируют третий раз от дифтерии и столбняка. Далее эта прививка будет проводиться каждые 10 лет. Также делается третья ревакцинация против полиомиелита живой вакциной. И после пробы Манту туберкулинотрицательным детям проводится ревакцинация против туберкулеза.
-
Девочкам после 14 лет нужно обязательно сделать прививку от краснухи, если они ей не болели ранее.
-
А также проводится вакцинация против гепатита В тем, кому она не была проведена ранее.
-
В 15-17 лет проводится иммунизация против кори, если прививка не была сделана раньше или о ней не сохранились данные.
О гриппе
Ежегодно в учебных заведениях проводится проба Манту, чтобы вовремя выявлять инфицированных туберкулезом детей.
ПРОГРАММА ГИГИЕНИЧЕСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ УЧАЩИХСЯ И РОДИТЕЛЕЙ
- формирование здоровых взаимоотношений с окружающим миром;
- улучшение физической и умственной работоспособности школьников;
- повышение сопротивляемости организма учащихся;
- формирование потребности здорового образа жизни у учащихся;
- привитие стойких культурно-гигиенических навыков;
- выработка у учащихся осознанного отношения к своему здоровью;
- просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей.
Содержание и формы работы
1. Гигиена тела:
- Правила мытья рук.
- Выбор одежды и обуви в соответствии с погодными условиями.
- Индивидуальные и возрастные особенности кожи.
- Уход за кожей лица и рук.
- Правила выбора гигиенических средств ухода за телом.
- Типы волос, уход за волосами.
- Болезни кожи, связанные с нарушением правил гигиены.
- Правила личной гигиены подростков.
- Пользование предметами личной гигиены.
- Гигиена девочки.
- Гигиена мальчика.
- Выбор гигиенических средств для ухода за телом.
- Правила пользования косметическими средствами в соответствии с индивидуальными особенностями кожи.
2. Чистота, эстетика, здоровье.
- Гигиена полости рта.
- Как надо чистить зубы.
- Наши зубы и вредные привычки.
- Факторы риска развития стоматологических заболеваний. Уход за зубами.
- Средства гигиены полости рта.
- Выбор зубной щетки и пасты.
- Питание и здоровье зубов.
- Заболевания зубов, десен, меры их профилактики.
- Профилактические осмотры у стоматолога.
3. Гигиена труда и отдыха.
- Твой режим дня.
- Активный и пассивный отдых.
- Сон как наиболее эффективный отдых.
- Биологические ритмы организма.
- Режимы учебы, отдыха, сна.
- Индивидуальный режим физических и умственных нагрузок.
- Признаки утомления органов зрения и слуха, способы его снятия.
- Оптимальные условия труда.
- Планирование труда и отдыха в условиях подготовки к экзаменам.
- Физиологическая и психологическая адаптация к нагрузкам.
4. Профилактика инфекционных заболеваний.
- «Хорошие» и «плохие» микробы.
- Инфекционные заболевания (грипп, ОРЗ, ОРВИ и др.) и способы защиты от болезни.
- Причины возникновения инфекционных заболеваний. Источники и возбудители. Пути передачи.
- Механизмы защиты организма.
- Эпидемии, пандемии.
- Поведение при подозрении на инфекционное заболевание и во время болезни.
- Инфекции, передаваемые половым путем.
- Туберкулез, его предупреждение.
- СПИД, пути передачи, способы предупреждения. «Группы риска» по зарождению инфекционными заболеваниями.
- Профилактика инфекционных заболеваний в различных жизненных ситуациях.
- Индивидуальная ответственность за распространение инфекционных заболеваний.
5. Индивидуальные консультации для учащихся и родителей.
6. Организация выставок литературы по профилактике вредных привычек и пропаганде здорового образа жизни.
7. Беседы, классные часы, игровые программы.
8. Выпуск уголков здоровья, экранов чистоты, тематических газет, санитарных бюллетеней.