Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Радость творчества»
Срок
реализации: 1 год.
Направленность
программы- художественно-эстетическая.
Вид
деятельности - декоративно- прикладное творчество.
Возраст
обучающихся -7-9 лет. Общее количество часов:72 часа.
Автор: Шакрова
Валентина Геннадьевна
Программа «Радость
творчества» разработана с учётом современных требований, на основе нового
Федерального закона «Образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 № 273-ФЗ с учетом изменений, внесенных ФЗ от 03.02.2014 года №11-ФЗ,
15-ФЗ, Распоряжения правительства РФ от 04.09.2014 года № 1726-р.
О
«Концепции развития дополнительного образования детей», Приказа
Минобрнауки РФ от 29.08.2013 года № 1008, Устава нашего учреждения.
Сан
Пи на 24.4.3172-14 от 04.07.2014 года № 41, а также запросов детей и их
родителей.
Методические
рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ
(включая разно уровневые программы) (Приложение к письму Департамента
государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства
образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242).
Направленность
дополнительной образовательной программы Данная дополнительная общеразвивающая
программа имеет художественно-эстетическую направленность, обладающую целым
рядом уникальных возможностей для распознавания и развития.
В
разработке программы был учтен уже имеющийся опыт работы внеурочной
деятельностью, проанализированы программы дополнительного образования по
художественно-эстетическому направлению. Особенностью данной программы Актуальность дополнительной
образовательной программы заключается в создании условий для развития и
воспитания обучающихся через их практическую деятельность в области
декоративно-прикладного творчества.
Новизна,
отличительные особенности
В
программу включен авторский набор тематических блоков, выстроенных по принципу
«от простого к сложному»: от природного материала, мозаики из соломки и т.д. до
сложного ажурного вырезания из бумаги, объемной работы из соленого теста,
пластилином, технология оригами
Кроме
того, среди особенностей программы можно выделить:· комплексность – сочетание
нескольких тематических блоков, освоение каждого из которых предполагает работу
с конкретным видом материалов (природных, пластиковых, текстильных и др.);· преемственность
– взаимно пополняемость используемых техник и технологий применения различных
материалов, предполагающая их сочетание и совместное применение;· «не
подражание, а творчество» – овладение приемами и техниками
декоративно-прикладного творчества не на уровне повтора и создания копии, а на
уровне творческого подхода и авторского замысла обучающихся.
Планируемые
результаты:
Личностные
универсальные учебные действия
У
обучающегося будут сформированы:
·
широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая
социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
·
интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
·
устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
·
адекватное понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;
Обучающийся
получит возможность для формирования:
·
внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой
деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
·
выраженной познавательной мотивации;
·
устойчивого интереса к новым способам познания;
·
адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;
Регулятивные
универсальные учебные действия:
Обучающийся
научится:
·
принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
·
учитывать выделенные в пособиях этапы работы;
·
планировать свои действия;
·
осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
·
адекватно воспринимать оценку учителя;
·
различать способ и результат действия;
·
вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
·
выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Обучающийся
получит возможность научиться:
·
проявлять познавательную инициативу;
·
самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом
материале;
·
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
·
самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные
универсальные учебные действия
Учащиеся
смогут:
·
допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения
поставленной творческой задачи;
·
учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных
работ;
·
формулировать собственное мнение и позицию;
·
договариваться, приходить к общему решению;
·
соблюдать корректность в высказываниях;
·
задавать вопросы по существу;
·
использовать речь для регуляции своего действия;
·
контролировать действия партнера;
Обучающийся
получит возможность научиться:
·
учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
·
с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру
необходимую информацию как ориентир для построения действия;
·
владеть монологической и диалогической формой речи;
·
осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве
необходимую взаимопомощь;
Познавательные
универсальные учебные действия
Обучающийся
научится:
·
осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой
задачи с использованием учебной и дополнительной литературы;
·
использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и
творческих задач и представления их результатов;
·
анализировать объекты, выделять главное;
·
осуществлять синтез (целое из частей);
·
проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
·
устанавливать причинно-следственные связи;
·
обобщать (выделять класс объектов по к/л признаку);
·
подводить под понятие;
·
устанавливать аналогии;
·
Проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения
и выводы.
Обучающийся
получит возможность научиться:
·
осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской
задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
·
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
·
использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в
основном учебном процессе и повседневной жизни.
В
результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:
o
Развить воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое
мышление, конструкторские способности, сформировать познавательные интересы;
o
Расширить знания и представления о традиционных и современных материалах для
прикладного творчества;
o
Познакомиться с историей происхождения материала, с его современными видами и
областями применения;
o
Познакомиться с новыми технологическими приемами обработки различных
материалов;
o
Использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях;
o
Познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми
функциями уже известных инструментов;
o
Создавать полезные и практичные изделия, осуществляя помощь своей семье;
o
Совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со
сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные
роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную;
o
Оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
o
Достичь оптимального для каждого уровня развития;
o
Сформировать систему универсальных учебных действий;
o
Сформировать навыки работы с информацией
Принципы
отбора содержания. Предлагаемые занятия основной упор делают на
декоративно-прикладную работу с различными материалами, в том числе и с
природными, а также на расширенное знакомство с различными живописными и
графическими техниками с использованием основ программного материала, его
углублением, практическим закреплением в создании разнообразных работ. В
основе формирования способности к изготовлению изделия лежат два главных вида
деятельности учащихся: это творческая практика и изучение теории. Ценность
необходимых для творчества знаний определяется, прежде всего, их системностью.
Программа кружка «Радость творчества » способствует развитию ребенка с учетом
его индивидуальных способностей, мотивов, интересов, ценностных ориентаций
благодаря тому, что дополнительное образование может осуществляться только в
форме добровольных объединений, и направлено на развитие специальных
способностей каждого ребенка по его выбору. Занятия предусматривают не только
усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельностно - практического
опыта. Практические знания способствуют не только развитию у детей творческих
способностей и умению воплощать свои фантазии, но и умению выражать свои мысли.
Возраст
детей, срок реализации
Программа
составлена с учетом возрастных особенностей детей младшего школьного возраста,
для детей 7-9 лет. Срок реализации программы 1 год.
Ожидаемые
результаты. Обучающиеся должны знать:
-
технология изготовления из тесто, пластилина, из глина, бумагу, разных
материалов необычное поделки и декоративные украшения.
-ассортимент
и классификацию природных материалов для аранжировки;
-
стили формы композиции;
-
способы крепления из декоративного материала;
-
теорию декорирования изделий (где, как, чем декорируются готовые изделия,
правила техники безопасности при работе над изделиями)
Обучающиеся
должны уметь:
-
подбирать сосуды, природный материал, крепеж;
-составлять
композиции различных форм и стилей
-
работать с живыми цветами и сухими растениями;
-
самостоятельно изготавливать простые элементы декора;
-
владеть простыми способами декорирования и совмещать их в изделии;
-
уметь работать аккуратно;
-
создавать собственные и коллективные проекты.
Формы
занятий:
-
беседы;
-
практические занятия;
-наблюдение
и анализ образцов искусства;
-самостоятельные
творческие работы;
-индивидуальные
и групповые занятия;
-
экскурсии;
-
выставки.